Авиакомпании собирают на керосин

Вчера о повышении цен на авиабилеты объявили авиакомпании Air France, British Airways и Lufthansa. Рост цен связан с подорожанием авиационного топлива, цена которого напрямую зависит от мировой цены нефти.
Как стало известно "Ъ", в ближайшее время цены на билеты повысят и российские авиаперевозчики. Это связано с тем, что с начала года авиатопливо в России подорожало на 40% - тонна топлива "в крыло" в московском авиаузле сейчас стоит чуть меньше $500.
В мае мировые авиаперевозчики ввели так называемые топливные сборы - наценку на б��леты, которая меняется в зависимости от цены самолетного топлива. Первой такую наценку ввела British Airways. По словам пресс-секретаря компании Софи Гриниер, с 13 мая на Ј2, 5 подорожали все билеты, приобретаемые в Великобритании, на $4 - за ее пределами. Спустя неделю ее примеру последовала Air France. Пресс-секретарь перевозчика Бландин Монтар сообщила "Ъ", что топливный сбор в размере Euro 3 был введен 19 мая. В августе прокатилась вторая волна подорожаний. 11 августа British Airways при заказе билетов в Англии увеличила сбор на всех дальних рейсах еще на Ј6, а за рубежом - на $10. Бил еты Air Francec24 августа подорожали еще на Euro 2 на внутренних рейсах, на Euro 3 на европейских и североафриканских, на Euro 12 - на трансатлантических.
Последней из мировых авиаперевозчиков на увеличение цены билетов пошла немецкая Lufthansa, традиционно хеджирующая рост цен на топливо заключением долгосрочных контрактов с фиксированной ценой. С 24 августа топливный сбор на рейсах авиакомпании в России составил $2, на рейсах в СНГ - $7. Перелет по маршруту Москва - Франкфурт - Москва в итоге подорожал на $4 (до сих пор он стоил $399).
Наконец, на днях авиакомпании вновь подняли цены. По словам Бландин Монтар, со вчерашнего дня топливный сбор для трансатлантических рейсов Air France увеличен еще на Euro 11. British Airways и Lufthansa объявили о новых существенных повышениях с 14 и 15 октября соответственно. При заказе в Англии билеты на дальние рейсы станут еще на Ј10 дороже, на остальные - на Ј4. Для билетов на дальний рейс ВА, купленных в Европе и за ее пределами, топливная наценка выросла на Euro 14 и Euro 17, на остальные рейсы - на Euro 7. В сообщении Lufthansa говорится, что на внутригерманских и внутриевропейских рейсах топливный сбор увеличится на Euro 5 и ��оставит Euro 7, на дальнемагистральных - на Euro 10 и составит Euro 17.
Российские НПЗ с начала лета трижды поднимали отпускные цены на авиакеросин. Как сообщил "Ъ" гендиректор ООО "ТЗК Аэрофьюэлз" (поставщик топлива в аэропорты Шереметьево и Домодедово) Юрий Миняйло, за последние пять месяцев начиная с апреля цены на авиатопливо выросли почти на 40%. По его словам, тонна керосина "в крыло" (топливо плюс обслуживание) в московском авиаузле стоит сейчас 14 тыс. руб., или $482 (без обслуживания - 13, 4 тыс. руб.). Примерно такие же расценки в аэропортах Сибири, несколько доро же - на Дальнем Востоке.
Как удалось выяснить "Ъ", после последнего подорожания керосина российские авиаперевозчики также приняли решение о введении топливного сбора. По словам замначальника коммерческой службы ФГУАП " Пулково" Святослава Ланге, в течение недели компания должна определиться, вводить ли ей топливный сбор в размере $5. По словам замгендиректора "КрасЭйр" Ольги Трапезниковой, с августа на всех направлениях полетов авиакомпании был введен сбор в размере 150 руб. С 1 октября в дополнение к уже существующим топливным сборам на международны�� рейсах (Euro /$6) авиакомпания "Сибирь" ввела аналогичный сбор в размере $5 на внутренних рейсах и в страны СНГ. Гендиректор ОАО "Авиакомпания "Уральские авиалинии"" Сергей Скуратов сообщил "Ъ", что с 10 октября на 7-8% подорожали билеты авиакомпании на международных рейсах, на 6-7% - на внутрироссийских и в СНГ, а также с $10 до $20 увеличился временный топливный сбор, введенный в сентябре. "Это неизбежно, потому что нынешний кошмарный порядок цен больно бьет по нам", - сказал он.
От введения топливного сбора пока воздерживаются только "Аэрофлот" и "ЮТэйр". "Сбор в перв ую очередь бьет по малообеспеченным пассажирам. Его должен заплатить каждый вне зависимости от того, дешевый или дорогой билет он покупает. В ситуации роста цен на топливо мы повышаем нашу доходность, выставляя в продажу меньше билетов по низким классам бронирования", - сообщил "Ъ" коммерческий директор "Аэрофлота" Евгений Бачурин. Гендиректор "ЮТэйр" Андрей Мартиросов признал, что превышение затрат авиакомпании на топливо в 2004 году составило "никак не меньше 100 млн руб. от плановых". При этом он затруднился сказать, когда будут пересмотрены тарифы "ЮТэйр". "Мы в основном оперируем на внутреннем рынке. Поэтому нам не так легко поднимать тарифы: мы ограничены как конкуренцией, так и реальным потребительским спросом", - объяснил он.

[Источник: газета "Коммерсантъ"]