Топ-менеджеров приземлили

Руководителям американских авиакомпаний урезали зарплаты.
Американские авиакомпании, испытывающие серьезные проблемы из-за высоких цен на авиатопливо, ищут любые способы избежать банкротства. US Airways и Delta сокращают зарплаты своим топ-менеджерам. Российские авиакомпании тоже находятся на грани рентабельности. После августовских терактов на Ту-154 и Ту-134 пассажиропоток снизился на 5-7%. А убытки составили более 10 млн. долларов. Между тем снижать зарплаты своим "топам" они не намерены. Хотя зарплаты менеджеров в том же "Аэро��лоте" сейчас составляют от 50 до 100 тыс. долларов в год. А ежегодный доход гендиректора авиакомпании Валерия Окулова с учетом бонусов может достигать 1 млн. долларов. Основным способом решения финансовых проблем в России является перекладывание их на плечи пассажиров, то есть очередное повышение стоимости авиабилетов.
Две крупные американские авиакомпании, находящиеся на грани банкротства - Delta Air Lines и US Airways, - вынуждены прибегнуть к крайней мере для сокращения издержек.
US Airways вчера заявила о сокращении зарплаты руководства на 20-25%. План предусм��тривает сокращение зарплат и премиальных 3 тысячам менеджеров компании, а также упразднение некоторых постов. По словам главного вице-президента US Airways Кристофера Чеймса, зарплата руководству будет сокращена на 45 миллионов долларов из ежегодно выплачиваемых 201 миллиона долларов. Напомним, что на прошлой неделе US Airways обратилась в суд по банкротствам с просьбой ввести временное сокращение зарплаты и прочих выплат своим работникам, предупредив, что имеющихся средств хватит лишь до января. За US Airways последовала Delta Air Lines - третий по величине американский п еревозчик. Авиакомпания заявляет о том, что намерена снизить зарплаты на 10%, и не только рядовым сотрудникам, но и топ-менеджерам. К примеру, председатель правления, который зарабатывает не один миллион долларов в год, будет вовсе лишен зарплаты до конца 2004 года.
Проблема банкротства пока не стоит перед крупными российскими перевозчиками. Хотя предпосылки к этому есть. Пассажиропоток, упавший после августовских терактов на Ту-154 и Ту-134 на 5-7%, так и не восстановился. Убытки перевозчиков уже перевалили за 10 млн. долларов. Эксперты уверены, что, если тенд��нция снижения пассажиропотока сохранится до конца года, перевозчики недосчитаются уже 100 млн. долларов. И тогда им придется серьезно задуматься о других способах снижения затрат, кроме повышения цен на авиабилеты (ежемесячно рост цен на авиабилеты в России составляет 1-2%. - Газета). Однако в профсоюзах российских авиакомпаний уверены, что заработную плату руководство сокращать все равно не будет. "Мы не сможем заставить их это сделать", - говорит президент ассоциации профсоюзов ОАО "Аэрофлот" Владимир Дьячковский. "Правовые системы США, где профсоюзы игра ют первостепенную роль, и России просто нельзя ставить на одну доску. Правила, прописанные в нашем Трудовом кодексе, не соблюдаются. Система оплаты труда согласовывается с нами формально". В том же "Аэрофлоте" только в 2003 году на поощрение сотрудников было выделено около 8 млн. долларов. Как говорят в профсоюзе, в основном эти деньги ушли на премии именно топ-менеджерам. "Зарплаты руководства и рядовых сотрудников отличаются не сильно, а вот премии - на порядок. Причем эти цифры находятся за семью замками", - говорит член совета профсоюзов авиационных специа��истов ОАО "Аэрофлот" Виктор Клещенков.
Как рассказали Газете в одном из крупных московских рекрутинговых агентств, "зарплаты топ-менеджеров в том же "Аэрофлоте" сейчас составляют от 50 до 100 тыс. долларов в год, а ежегодный доход гендиректора авиакомпании Валерия Окулова с учетом бонусов может достигать 1 млн. долларов". Между тем, по словам заместителя гендиректора авиакомпании "Сибирь" Михаила Кошмана, зарплатный уровень топ-менеджеров американских авиакомпаний несравнимо больше, чем в России. "Вряд ли сокращение зарплаты наших руководителей сильн�� повлияет на финансовые результаты. Хотя после дефолта 1998 года "Сибири" пришлось прибегнуть именно к такому методу", - говорит он.
Непрекращающийся рост цен на нефть неизбежно ведет к удорожанию авиакеросина. По прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), только в этом году авиакомпании во всем мире потратят на заправку своих самолетов на 10 млрд. долларов больше, чем обычно. И это при том, что многие из них до сих пор не пришли в себя после тяжелейших ударов - терактов 11 сентября в Нью-Йорке, вспышки атипичной пневмонии в Юго-Восточно й Азии и войны в Ираке. Попав в сложную ситуацию, перевозчики уже испробовали практически все антикризисные способы. К примеру, французская Air France и голландская KLM, чтобы минимизировать издержки, решили объединиться. Таким образом, в мире появился второй по величине перевозчик с 540 самолетами, перевозящими 60 млн. пассажиров ежегодно. Но слияние - самый мирный способ противостоять кризису. Другие перевозчики, чтобы избежать банкротства, безжалостно сокращают штат своих сотрудников. А некоторые просто отыгрываются на пассажирах. Пропорционально росту цен они, не стесняясь, повышают стоимость авиабилетов. К примеру, с 11 августа авиакомпания British Airways увеличила "топливную надбавку" с 4 до 10 долларов. Еще раньше, в мае, Air France, KLM, Spanair увеличили стоимость билетов на 4 евро. Австралийская авиакомпания Qantas - на 4-10 долларов. Наиболее существенное повышение - у компании Swiss: стоимость билетов возросла на 3%. Немецкая Lufthansa ввела в России и других странах СНГ "топливную надбавку", которая увеличила стоимость билетов на 4-18 долларов в зависимости от направления.

[Источник: газета "Газета"]