Дешевые авиаперевозки под угрозой

Во всяком случае для Ryanair
Ирландская Ryanair — лидер европейского рынка авиаперевозок по низким ценам — предупреждает: конец эры дешевых полетов, вероятно, уже не за горами, и билеты на самолеты станут неуклонно дорожать. Эта новость может несколько огорчить балтийских жителей, которые рассчитывали на услуги Ryanair. Однако слухи о его приходе в регион пока остаются неподтвержденными: в ближайшие месяцы оператор не собирается открывать рейсы в нашем направлении.
Поводом для заявлений руководства Ryanair об "оконча��ии эры дешевых билетов" послужило принятое на днях решение Европейской комиссии. Она постановила: льготы, которыми пользовалась авиакомпания в аэропорту бельгийского города Шарлеруа, являются незаконными, и Ryanair должна вернуть часть полученных ею в 2001-2003 гг. средств в размере 4-4,5 млн. евро.Фактически аэропорт субсидировал деятельность оператора-дискаунтера на своей территории: за трехлетний период Ryanair получила от него порядка 15 млн. евро. Еврокомиссия сочла, что договор между компанией и Шарлеруа о льготных тарифах на наземное обслуживание "идет враз��ез с правилами функционирования внутреннего рынка". Ryanair намерена обжаловать это решение.
Президент авиаперевозчика Майкл ОЛири заявил: "Не могу себе представить, чтобы Еврокомиссия стала ограничивать получение скидок торговыми сетями Tesco, Carrefour, Aldi или Lidl от поставщиков с целью предлагать своим покупателям товар по самой выгодной цене". Предприниматель обвинил европейских чиновников в том, что они сознательно пытаются увеличить расходы операторов, в результате чего вырастет стоимость билетов (в среднем тарифы Ryanair теперь поднимутся на 6-8 евро).
По словам М.ОЛири, решение исполнительного органа ЕС ударит не только по его компании, но и по деятельности EasyJet в берлинском аэропорту Schönefeld, Тулузе и Марселе, по Lufthansa в Лейпциге и Мюнхене, по Flybe в Перпиньяне, Бержераке и Ла-Рошели. "Очень жаль, что комиссия ставит жалобы дорогих аэропортов и дорогих авиакомпаний выше интересов рядовых потребителей, которые хотят летать по низким ценам", — говорится в сообщении оператора-дискаунтера.
Непреклонная позиция комиссаров, по мнению Ryanair, может отрицательно сказаться не только на положении дешевых перевозчиков, но и на небольших региональных аэропортах, которые за счет низких тарифов привлекают дискаунтеров. "Еще пять лет назад летное поле Шарлеруа пустовало, а сейчас этот аэропорт ежегодно обслуживает 2,5 млн. пассажиров, — подчеркнул президент Ryanair. — В любом случае, для многих авиакомпаний такое решение Еврокомиссии будет означать торможение развития, а для пассажиров — конец эры дешевых билетов". Самый низкий тариф Ryanair сейчас составляет 0,99 евро за полет в один конец.