ОАО "Авиалинии России" планируется зарегистрировать до 11 ноября 2008 г.

В новой компании 50% + 1 акция достанется "Ростехнологиям", а московскому правительству 50% - 1 акция. Юридическое лицо будет носить название "Авиалинии России", а самолеты, скорее всего, будут летать под брендом "Росавиа".

"Ростехнологии" внесут в "Авиалинии России" по 100% ГТК "Россия", "Дальавиа", "Владавиа", "Сахалинских авиатрасс", "Кавминводыавиа", "Оренавиа", 51% "Красэйр", 50,04% ДАЛ, 50,9% "Саратовских авиалиний", 46,5% "Самары". Правительство Москвы - 51% "Атлант-союза".

Как сообщил первый замгендиректора "Ростехнологий" Игорь Завьялов, соотношение долей учредителей может измениться после переоценки активов, которые войдут в новую компанию. По его словам, которые приводит сегодня, 22 октября, газета "Ведомости", регистрация "Авиалиний России" как юридического лица ожидается до 11 ноября - на этот день назначено первое заседание совета директоров компании. Предполагается, что его возглавит глава Ростехнологий Сергей Чемезов.

Юрий Михайлович Лужков и Чемезов Сергей Викторович

По словам мэра Москвы Юрия Лужкова, чтобы снизить себестоимость перевозок, новую компанию прикрепят к аэропорту Внуково, который принадлежит правительству Москвы. Авиакомпания будет пользоваться услугами столичного ремонтного авиапредприятия, а в других регионах для нее создадут техточки для обслуживания самолетов. У нового холдинга будет свой центр обучения для подготовки и переподготовки летного состава, пообещал мэр.

Учредительное собрание длилось почти два часа. После чего ответить на вопросы журналистов вышел глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов.

По мнению Чемезова, принципиальное отличие новой авиаструктуры от других, ныне действующих в России, состоит в том, что "Авиалинии России" сформированы за счет интеграции преимущественно государственных авиационных активов. По его словам, это позволит создать эффективную маршрутную сеть и к 2012 году выйти на объем пассажирских перевозок около 20 миллионов человек в год.

Совет директоров авиакомпании будет состоять из семи человек. В него войдут по три представителя от "Ростехнологии" и правительства Москвы и один - от Минтранса, уточнил Чемезов. Как уже говорилось ранее, министерство в совете директоров компании будет представлять заместитель министра Борис Король.

Чемезов также озвучил рекомендации по кандидатуре генерального директора авиакомпании. Совет директоров должен утвердить гендиректора компании. Учредители рекомендуют на эту должность владельца 25 % акций ОАО "Аэропорт Внуково", бывшего первого заместителя гендиректора крупнейшего аэропорта России Виталия Ванцева. Также он возглавлял штаб по перевозке пассажиров альянса "ЭйрЮнион".

Сейчас Ванцев работает в московской авиакомпании "Атлант-Союз". Утверждение кандидатуры Ванцева будет рассмотрено 11 ноября на условном пока еще совете директоров.

Виталий Ванцев с 2005 года занимает должность председателя совета директоров ОАО "Международный аэропорт Внуково". На сегодняшний день он владеет 80 % ОАО "Внуково-инвест" (компании принадлежит 75 % акций международного аэропорта Внуково).

"Из Внуково уйду, собственником пакета акций останусь. Кто на мою должность придет, не знаю", - цитирует сегодня, 22 октября, газета РБК daily Виталия Ванцева.

До регистрации новой авиакомпании все 10 перевозчиков, которые в нее войдут, пока летают под своими марками. Чемезов рассчитывает, что к 11 ноября авиакомпания будет зарегистрирована. Как пояснил Ванцев, скорее всего регистрационный взнос в уставной капитал будет минимальным - 100 тысяч рублей, а в дальнейшем предполагает допэмиссия компании. Ванцев уточнил, что после долгого процесса реструктуризации долгов и аудита, возможно, будет рассмотрен вопрос о вхождении частных инвесторов в новый авиахолдинг. Но это дело перспективы.

Мэр Москвы Юрий Лужков тоже полагает, что новый перевозчик станет одним из самых крупных в России: "сотни маршрутов, с десяток региональных перевозчиков". Это будет "альтернатива "Аэрофлоту", добавил Чемезов. Но есть и проблемы. Лужков напомнил, что у авиакомпаний, входивших в альянс "Эйрюнион", - "Красэйр", "Домодедовских авиалиний", "Самары" - остались долги за перевозки и топливо. Потери правительства Москвы и "Ростехнологий" от перевозки пассажиров "Эйрюнион" с 4 сентября составили еще около 2 млрд. руб., добавил Виталий Ванцев.

Пока новый перевозчик намерен работать на внутреннем рынке и заниматься как регулярными перевозками, так и чартерными. В Санкт-Петербурге планируют создать дочернее предприятие с регистрацией в Северной столице. Известно, что Пулково будет развиваться как большой транспортный узел - хаб. Ванцев рассчитывает, что пассажиропоток только в Пулково возрастет в два раза, с 4 до 8 миллионов пассажиров в год. В Красноярске авиакомпания уже создана, но пока как филиал "Атлант-Союза". Еще одно дочернее предприятие будет сформировано в Хабаровске на основе авиакомпании "Владивосток Авиа".

Господин Ванцев сказал, что координация работы авиакомпаний, которые войдут в "Авиалинии России", уже начинается. В рамках зимнего расписания перевозчики начнут оптимизацию маршрутных сетей. Чтобы исключить дублирующие рейсы авиакомпаний, они будут заключать код-шеринговые договоры, а по мере передачи пакетов акций управление перевозками станет более централизованным. Холдинговая компания будет управлять работой стопроцентных дочек в аэропортах базирования Внуково и Пулково, а также в Красноярске и Хабаровске.

По словам Ванцева, сейчас разрабатывается программа обновления флота, нацеленная на увеличение парка "Авиалиний России" до 150 воздушных судов различных типов - от турбовинтовых до дальнемагистральных. Для сравнения: на сегодняшний день в "Аэрофлоте" парк воздушных судов насчитывает 144 лайнера, а без учета дочерних компаний - 86. "В перспективе мы будем полностью летать на российском флоте, но пока у нас нет такой возможности", - отмечает Ванцев.

По словам Виталия Ванцева, через два-три года будет экономический подъем, и спрос на авиаперевозки возрастет. А пока авиакомпания намерена кредитоваться в коммерческих банках, которые предложат лучшие условия. Ванцев предполагает, что, скорее всего у авиакомпаний холдинга проблем с кредитованием не будет. Все они имеют неплохие имущественные активы.

Общая кредиторская задолженность компаний, которые войдут в "Авиалинии России", на конец 2007 года, по данным "Ведомостей", составляла 19,6 млрд. руб., займы и кредиты - примерно 15 млрд. руб. Серьезные вливания потребуются и для обновления парка. Из всех имеющихся у 11 компаний судов - примерно 250 - к эксплуатации пригодны 47 иностранных и 10 российских, говорит Ванцев. Поэтому будут приобретаться как иномарки, так и российские суда - Ту-204, Sukhoi Superjet100 и другие, обещает он.

Ранее сообщалось, что компания "Авиалинии России" создается в соответствии с Указами Президента РФ от 26 мая и 10 июля 2008 года и в результате договоренностей, достигнутых между госкорпорацией "Ростехнологии" и правительством Москвы. В новой авиакомпании 51-процентная доля будет принадлежать ГК "Ростехнологии", а 49% - правительству Москвы.