Россия не в состоянии содержать свой единственный авианосец

и Куроедов меняет тактику...
Минобороны России разработало план строительства Военно-морского флота страны на период до 2040-2050 годов. Теперь флот не будет защищать интересы России в океанической зоне. Они будут отслеживаться не более чем в 500 км от берега. Соответственно основной упор в строительстве кораблей будет сделан на корветы и фрегаты. Единственный же российский авианосец "Адмирал Кузнецов" скорее всего придется продать - средств на его содержание у ВМФ нет.
"Мы уходим от кора блей большого класса, имеющихся сегодня и оставленных нам советским временем, и переходим к кораблям многофункционального применения", - сообщил вчера главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов. По словам главкома, у России будут собственные фрегаты и корветы, аналогов, которым нет в мире. Что касается перспектив создания авианесущего флота, то Куроедов признал, что "авианосец - это вопрос следующего десятилетия, сегодня говорить об этом составляющей флота рановато". Вместе с тем он не согласился с мнением о необходимости обсуждения вопроса продажи единственного в России авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов". "Мы даже не думаем об этом", - заверил он. Но директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов подтвердил ГАЗЕТЕ, что вопрос о продаже "Кузнецова" правомерен: "Если он так нужен флоту - пусть флот его отремонтирует и ходит в походы. Единственный смысл существования "Кузнецова" - сохранение основного национального достояния в этой области, то есть палубных летчиков. Но содержать "Кузнецова" ради летчиков - это непозволительная роскошь". Тем более что раньше был целый полк палу��ной авиации, а сейчас от него осталось 12 человек. По мнению эксперта, летчиков можно тренировать и на Украине, на аэродроме в Саках, но лучше было бы в рамках военно-технического сотрудничества договориться с Индией об обучении российских летчиков с 2008 года на проданном "Адмирале Горшкове". Если продать "Адмирала Кузнецова", то такое обучение может начаться еще раньше. "Кузнецов" гораздо новее и боеспособнее "Горшкова" и не потребует четырехлетнего ремонта и модернизации.
Все сроки до ремонта "Кузнецова", который впервые вышел в море еще осенью 1989 года , уже истекли. Износ механизмов, отсутствие нормальной береговой инфраструктуры вынудили ВМФ прибегнуть к экзотическому способу постоянного базирования авианосца на судоремонтном заводе "Севморпуть". Кроме того, невысокая надежность капризных высоконапорных главных котлов и нехватка квалифицированного личного состава привели к тому, что к концу 90-х годов состояние "Кузнецова" стало из рук вон плохим, а максимальный ход, который мог развить крейсер, составлял не более 16-18 узлов.
Ремонт крейсера начался в 2001 году на "Севморпути". Осенью прошлого год а "Кузнецов" вышел после ремонта на четырехдневные ходовые испытания. Половина отремонтированных котлов снова вышла из строя, а сам крейсер начал тонуть.
По мнению эксперта, вопрос о строительстве авиносцев в России из-за экономических условий вряд ли встанет в ближайшие 15 лет. Зато фрегаты и корветы строить вполне по силам. Так, ориентировочно один корвет будет стоить до 100 млн. долларов, фрегат - от 300 до 500 млн. долларов (для сравнения: постройка авианосца в США обходится в сумму не менее 3 млрд. долларов).

Справка:

Сегодня кораб ельная группировка России включает 300 единиц, авиабаза - 400 самолетов и вертолетов, а также 150 тыс. военнослужащих и 120 тыс. рабочих и служащих. Это почти в 4 раза меньше, чем состав ВМФ СССР. Доля современного вооружения и военной техники в ВМФ составляла к 2002 году всего от 10 до 20%. Объемы ассигнований по государственному оборонному заказу на закупки ВВТ для ВМФ в 2001 году составили 10% от потребности, а на ремонт ВВТ - 10,9%. В результате в ремонте к началу прошлого года нуждалось 90% корабельного состава. Распад СССР поставил точку и в развитии советской авианосной ��рограммы. Находившийся на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве первый советский атомный авианосец "Ульяновск", пребывающий к осени 1991 года в 20-процентной готовности, был разделан украинскими властями на металл, а находящийся на плаву в 67-процентной готовности тяжелый авианесущий крейсер "Варяг" был в 2000 году продан в Китай. Три первых советских тяжелых авианесущих крейсера - "Киев", "Минск" и "Новороссийск" - были исключены из списков флота в 1993 году и затем проданы при скандальных обстоятельствах за границу. Тяжелый авианесущий крейсер "Адми��ал флота Советского Союза Горшков" (бывший "Баку") 21 января 2004 года был продан Индии. Таким образом, единственным оставшимся в российском флоте авианосцем стал первый и последний корабль с трамплинным стартом и горизонтальной посадкой самолетов "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов".
Источник: газета "Газета"