Российских авиакомпаний стало меньше

В Москве в ходе авиасалона "МАКС-2005" чиновники Министерства транспорта и Федерального агентства воздушного транспорта рассказали о нынешнем положении дел в сфере российских авиаперевозок. По словам и.о. руководителя ФАВТ Александра Юрчика, объем пассажирских авиаперевозок вырос с начала года на 1,5%, однако количество аэропортов и небольших авиакомпаний в России заметно сократилось.
Согласно данным ФАВТ, по итогам первого полугодия 2005 года пассажирооборот российских авиакомпаний вырос на 1,2% и составил 36,2 ��лрд. пассажирокилометров, а перевозки пассажиров возросли на 1,5% и достигли 14,7 млн. человек. При этом грузовые и почтовые перевозки составили 293,7 тысяч тонн, что примерно соответствует показателям прошлого года. Всего за шесть месяцев российские авиакомпании выполнили 19147 международных чартерных рейсов, 11187 из которых – пассажирские.
Примечательно, что увеличение числа авиаперевозок происходит на фоне постоянного роста цен на авиакеросин – только за 2004 год он подорожал на 48%, а его цена составляет в среднем 13 300 рублей за тонну. Рост цен на авиабиле��ы достиг 20%.
Именно рост цен на топливо спровоцировал резкое сокращение числа небольших авиакомпаний. Александр Юрчик заявил, что оно сократилось на 41% - с 328-ми до 192-х. В Агентстве считают, что в первую очередь закрываются неэффективные авиакомпании, поскольку сегодня более 90% всех объемов перевозок выполняют 30 крупнейших компаний.
В стране сокращается и количество аэропортов. В 2004-м и первой половине 2005 года их число сократилось на 18 единиц и составило 393 – из них 62 аэропорта федерального значения и 331 аэропорт регионального и местного значения . Александр Юрчик также сообщил, что ФАЖТ совместно с Росавиацией разрабатывает "Концепцию управления федеральным имуществом гражданских аэропортов", которая предполагает выработку пакета документов, четко регламентирующих взаимоотношения компаний, занимающихся эксплуатацией аэродромов и аэропортов.
Тревожной тенденцией в развитии российского авиарынка, которую отметил заместитель министра транспорта Александр Мишарин, стал тотальный износ отечественного самолетного парка. По данным Минтранса РФ, сейчас в России зарегистрировано 5618 самол етов российского и советского производства, из которых реально работают меньше двух с половиной тысяч. Иностранных самолетов в стране всего 87, а новейших отечественных – 37, что составляет, соответственно, 3,5 и 1,5% от общего числа воздушных судов. По словам А.Мишарина, при нынешних темпах восполнения самолетного парка, а также из-за несоответствия вводимым международным нормам, к 2010 году из эксплуатации может быть выведено до 70% гражданских воздушных судов.
Чиновники отметили большие сложности, которые возникают у отечественных авиаторов при чартер��ых перевозках туристов на международных рейсах – как правило, это задержки или отмены рейсов. "Основная причина – техническое состояние самолетов при отсутствии резервных воздушных судов", - пояснил и.о.главы ФАВТ. Для предотвращения подобных ситуаций готовится распоряжение Росавиации, устанавливающее более жесткий порядок международных перевозок: теперь разрешения на пассажирские чартеры будут выдаваться авиакомпаниям только при наличии резерва самолетов, а авиаторы должны будут взять на себя обязательства об ответственности перед пассажирами задержанных рейсов.
Двумя главными задачами на ближайшее время чиновники назвали реформу системы отечественных аэропортов и создание единого государственного авиастроительного холдинга. "Реформа аэропортовой системы будет проводиться в течение ближайших четырех лет и предусматривает создание унифицированной сети аэродромов по принципу hub and spoke, используемому в Европе, - заявил А.Юрчик, - Мы ожидаем, что к 2010 году в России будет шесть - семь базовых аэропортов на основных международных направлениях; все остальные аэропорты будут заниматься реги��нальными и местными перевозками".
Объединенная авиастроительная компания должна быть образована в ближайшие два года в форме интегрированного холдинга дивизионного типа. В него войдут как авиастроительные предприятия, так и научно-исследовательские институты. "Внутренний поток инвестиций в этом холдинге может составить до $500 млн., что в четыре раза выше существующего сегодня. Кроме того, холдинг позволит создать единую ответственность его участников за стоимость жизненного цикла самолетов, что позволит уменьшить ее на 20-40%", заявил А.Мишарин. По подсчетам Минтранса, сегодня потребность отечественного авиарынка составляет порядка 50-ти новых самолетов в год.