В России нет самолетов, отвечающих требованиям Евросоюза

Европа с 1 января 2005 года закроет свое небо для российских самолетов, не оборудованных системой оповещения об опасном сближении с землей.
Всего в России 2% самолетов, отвечающих этим требованиям. Стоимость модернизации одного Ту-154 составляет более 50 тысяч долларов. По мнению экспертов, перевозчики, которые вместо российских самолетов будут использовать на европейских маршрутах "Боинги" и "Аэробусы", отыграются на стоимости билетов для туристов, желающих этой зимой добраться до горнол ыжных курортов.
Согласно требованиям ЕС с 1 января 2005 года европейское небо будет закрыто для российских самолетов, не оборудованных системой оповещения об опасном сближении с землей (EGPWS). "На большинстве наших самолетов стоят системы оповещения о столкновении с землей, но они уже устарели, - говорит координатор федерального агентства по вопросам ИКАО (Международной организации гражданской авиации) Владлен Коровкин. - Новая система, хотя и стоит на порядок дороже (от 50 до 100 тысяч долларов. - ГАЗЕТА), позволяет моделировать профиль поверхности земли ?? существенно повышает безопасность полетов".
Между тем многие российские авиакомпании до сих пор не переоснастили свои самолеты. По данным Минтранса, сейчас системой EGPWS оснащены всего лишь 2% от всех самолетов, эксплуатируемых в России (всего в России эксплуатируется пять тысяч самолетов. - ГАЗЕТА). Для небольших авиакомпаний, балансирующих из-за высокого роста цен на авиатопливо на грани рентабельности, это слишком дорогое удовольствие. К примеру, модернизация одного Ту-154 - основной рабочей лошадки чартерных перевозчиков - стоит около 50 тысяч дол??аров. Многим компаниям придется расстаться со своим бизнесом, полагают аналитики. А россиянам, чтобы добраться до зимних курортов, придется пользоваться более дорогими регулярными рейсами.
Угроза введения новых требований ЕС сказалась и на работе регулярных перевозчиков, например "Аэрофлота". Несмотря на то, что авиакомпания модернизирует морально устаревшие Ту-154, на так называемые самолеты нового поколения - Ту-204 и Ил-96 - систему оповещения опасного сближения с землей поставить просто не представляется возможным. "Российские авиационные заводы до сих пор не разработали документацию по обеспечению самолетов Ил-96 и Ту-204 такими системами", - сетует гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов. Поэтому начиная с 2005 года "Аэрофлот" все шесть Ил-96 снимет с европейских маршрутов. Кроме "Аэрофлота" российские Ил-96 и Ту-204 используют на своих маршрутах "Домодедовские авиалинии", "Атлант-Союз" и ГТК "Россия".
Российские авиапроизводители своей вины в проблемах перевозчиков не видят. "Все последние самолеты Ил-96 - это и президентский борт, и два самолета, поставленные в авиакомпанию "КрасЭйр", - оснащены необход??мой системой безопасности, и для переоснащения у нас есть вся необходимая документация, - рассказал ГАЗЕТЕ гендиректор лизинговой компании "Ильюшин Финанс" Александр Рубцов. - Система не устанавливалась лишь на самолеты, собранные до 1999 года. Но и этот недостаток устраним. "Аэрофлоту" надо было просто вовремя обратиться на завод и согласовать график доработок. Стоимость доработки одного Ил-96 составляет от 75 до 100 тысяч долларов".

Как нас ограничивали
Первое серьезное ограничение ИКАО, связанное с полетами шумных самолетов, коснулось р??ссийских авиакомпаний 1 апреля 2002 года. Тогда под действие главы III приложения 16 ИКАО по авиационному шуму попали практически все типы воздушных судов. На сегодняшний день новым стандартам удовлетворяют только авиалайнеры Ту-204, Ту-214 и Ил-96-300. Под новые правила российским авиакомпаниям пришлось подстраиваться уже в ходе введения ограничений, хотя о том, что они начнут действовать, было известно еще в 1995 году. В итоге потери перевозчиков на модернизацию парка и реорганизацию маршрутных сетей составили несколько миллионов долларов. 1 января 2005 года Росси?? ждет ужесточение этих правил. Авиационным властям не удалось уговорить Евросоюз не вводить новые ограничения для шумных самолетов по правилам IV главы ИКАО: в Европу не смогут летать самые массовые российские самолеты Ту-154М и Ил-86. Проблема не обойдет стороной и более современные типы воздушных судов - Ил-96 и Ту-204. На них также придется устанавливать дорогостоящие шумопоглощающие конструкции.

Источник: газета "Газета"