Минпромэнерго РФ направило на согласование программу продвижения продукции отечестве

Минпромэнерго РФ подготовило и направило в соответствующие ведомства на согласование проект межведомственной "Комплексной программы продвижения продукции отечественных авиастроительных предприятий на рынок авиационных перевозок".
Об этом говорится в официальном сообщении центра общественных связей Минпромэнерго РФ, поступившем в четверг в РИА "Новости". В основу программы положены мероприятия по организации финансирования "стартов��го заказа" на производство в 2005-2008 годах 135 самолетов нового поколения, в том числе самолетов Ил-96 и Ан-148 на ОАО "Воронежское авиационное самолетостроительное объединение". Финансирование планируется осуществлять через созданные с участием государства лизинговые компании ОАО "Ильюшин Финанс Ко." и ОАО "Финансовая Лизинговая Компания", говорится в документе.
Объем инвестиций в гражданской авиации в настоящее время тесно связан с высокой стоимостью воздушных судов и значительными сроками окупаемости инвестиционных проектов. Окупаемость
ави��ционной техники нового поколения составляет от 8 до 12 и более лет, а кредитно-финансовая система страны в настоящее время настроена на более короткие сроки погашения кредитов. Такое положение дел не позволяет экономически слабым авиакомпаниям осуществлять прямую покупку и вынуждает искать иные пути решения возникающих проблем, отмечается в документе.
За рубежом уже достаточно длительное время успешно действует система, основанная на государственных гарантиях по кредитам для покупателей самолетов. Как правило, госгарантии покрывают до 85% стои��ости самолетов, при этом невысокая стоимость заемных средств - до 5-7% годовых - позволяет покупателям самолетов привлекать "длинные" кредиты на срок до 12-15 лет. В последнее время в связи с планами строительства новых дорогостоящих авиалайнеров зарубежные компании совместно с банками рассматривают вопрос об увеличении сроков кредитования до 20 лет. Распространенной практикой является также прямое кредитование поставок авиационной техники специализированными государственными агентствами либо уполномоченными банками.

В России была отмечен�� необходимость оказания государственной поддержки лизинговым проектам новых отечественных самолетов в виде компенсации части затрат на уплату процентов по банковским кредитам, выдаваемым лизинговым компаниям, а также участия государства в уставном капитале этих компаний.
Профильные министерства в июле-августе 2001 года организовали и провели конкурс по отбору лизинговых компаний, а также инвестиционных проектов лизинга новых воздушных судов типа Ил-96
и Ту-204 (214). Победителями конкурса стали лизинговые компании ОАО "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) и ОАО "Финансовая лизинговая компания" (ФЛК), представившие проект лизинга самолетов Ил-96 с государственной поддержкой в форме покупки государством пакета акций ИФК на сумму $80 миллионов и проектом лизинга самолетов Ту-214 с государственной поддержкой в форме покупки государством пакета акций на сумму $52,5 миллионов соответственно. В дальнейшем для оплаты доли государства в уставных капиталах ИФК и ФЛК было предусмотрено выделение средств в объеме 1,0 и 2,5 миллиардов рублей соответственно. Кроме того, федеральным бюджетом 2002 года было предусмотрено возме щение части затрат на уплату лизинговых платежей за самолеты, получаемые от российских лизинговых компаний, а также части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских банках на приобретение отечественных воздушных судов в сумме до 500 миллионов рублей.
В 2001-2002 годах из федерального бюджета были выделены средства на увеличение уставных капиталов ИФК и ФЛК с оформлением участия в них Российской Федерации. В соответствии с принятыми решениями на увеличение уставных капиталов лизинговых компаний было направлено более 3,2 миллиарда рублей, в том числе ИФК - 1,65 миллиарда рублей, ФЛК - 1,57 миллиарда рублей. В настоящее время Российской Федерации принадлежит 58% акций ОАО "Финансовая лизинговая компания" и 28% акций ОАО "Ильюшин Финанс Ко". С учетом пакета акций, принадлежащего Внешэкономбанку в размере 18%, государство в настоящее время контролирует 46% акций ОАО "Ильюшин Финанс Ко".

Следующим шагом по поддержке отечественного авиапрома стало решение о порядке возмещения российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые от российск их лизинговых компаний по договорам лизинга, а также части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на приобретение российских воздушных судов.
В 2002 году суммарный объем выплаченных субсидий составил 97,8 миллиона рублей. В частности, авиакомпании "Дальавиа" был субсидирован лизинг 2-х самолетов Ту-214 на сумму 53,6 миллионов
рублей, авиакомпании "Красноярские авиалинии" - лизинг 2-х самолетов Ту-204 на сумму 26,4 миллиона рублей и авиакомпании "Кавминводыавиа" - лизинг самолетов Ту-204 - 9,1 миллиона рублей. В 2 003 году авиакомпаниями России приобретено 19 новых воздушных судов отечественного производства, в том числе 3 самолета Ту-214, и по одному Ту-204, Ту-154М, Як-42Д. В 2002 году авиаперевозчики приобрели 12 воздушных судов.
Для оказания государственной поддержки авиакомпаниям, приобретающим отечественную авиатехнику, был разработан и внедрен механизм субсидирования на конкурсной основе части процентной ставки по банковским кредитам и лизинговым платежам. В 2003 году конкурс выиграли авиакомпании ФГУП "Дальавиа" (лизинг трех самолетов Ту-214) и ОАО "Красноярские ��виалинии" (лизинг трех самолетов Ту-204-100). В 2003 году "Финансовая лизинговая компания" поставила в лизинг три самолета Ту-214, "Ильюшин Финанс Ко" - самолет Ту-204. Также в 2003 году был подписан договор на изготовление первых двух самолетов Ту-204-300 между ИФК и ЗАО "Авиастар-СП" (срок поставки в 2004-2005гг). ИФК также заключила контракты с ОАО "Аэрофлот" на поставку 6 самолетов Ил-96-300 в 2005-2006 годах и с ОАО "Красноярские авиалинии" на поставку двух самолетов Ил-96-300 в 2004 году. ОАО "Финансовая лизинговая компания" заключила договора с ФГУП "КАПО" и авиакомпанией "Дальавиа" на пос тройку и передачу в лизинг в 2004 году трех самолетов Ту-214. Прорабатываются варианты финансирования постройки следующих пяти самолетов Ту-214, готовятся к реализации проекты лизинга самолетов Ту-204-100, Ту-204-300 и других воздушных судов. На сегодняшний день обе лизинговые компании, которым была оказана государственная поддержка - ОАО "Ильюшин Финанс Ко" и ОАО "Финансовая лизинговая компания", находятся на этапе практической реализации проектов лизинга отечественных воздушных судов.
Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации (Минпро��энерго России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области развития равиационной техники. Как считает директор Департамента ОПК Минпромэнерго России Юрий Коптев, для развития лизинга авиационной техники, необходима разработка поправок к ряду законов Российской Федерации, с принятием которых самолеты смогут стать объектами залога под кредиты банков. В настоящее время такая процедура недоступна заемщикам. Также необходимо упрощение административных процедур и снижение ставок нотариального оформления зал��га. Сегодня эта ставка составляет 1,5% от суммы сделки и ее необходимо снизить, по меньшей мере, на два порядка.
В качестве форм государственной поддержки авиационного лизинга планируется использовать увеличение уставного капитала ИФК и ФЛК, субсидирование лизинговым компаниям и авиакомпаниям части затрат по лизинговым платежам и выплате процентов по кредитам на приобретение самолетов отечественного производства, а также государственные гарантии под привлеченные финансовые средства.
Соответствующие затраты предусмотрены в федеральном ��юджете на 2004 год, причем планируется, что в последующие годы объем средств, направляемых на государственную поддержку программы лизинга авиатехники будет устанавливаться с учетом увеличения численности вводимых в строй самолетов. В качестве основной меры государственной поддержки авиастроения и процесса технического перевооружения парка воздушных судов отечественных авиакомпаний предлагается разработать механизм формирования долгосрочного заказа новых отечественных самолетов для нужд гражданской авиации путем увеличения объемов уставных к��питалов ОАО ИФК и ОАО ФЛК.
Увеличение капитала лизинговых компаний позволит им стабильно работать без дополнительного бюджетного финансирования на возвратных лизинговых платежах, а практика предоставления субсидированных кредитов распространится на все вовлеченные в программу развития отечественного авиапрома стороны: хозяйствующие субъекты гражданской авиации, авиализинговые компании и предприятия авиационной промышленности, говорится в сообщении Минпромэнерго