Зимний туристический сезон 2007-2008: прогнозы

С одной стороны, нам обещают существенное увеличение объемов перевозок на уже существующих туристических маршрутах, с другой – открытие маршрутов новых, россиянами в массовом порядке пока неизведанных.
Оба этих аспекта наступающего зимнего туристического сезона затронули участники сегодняшней пресс-конференции, посвященной особенностям зимней туристической программы 2007-2008 гг – генеральный директор авиакомпании "Трансаэро" Ольга Плешакова и генеральный директор туристической компании "Капитал Тур" Инна Бельтюкова. Они отметили, что наибольшей популярностью среди россиян начинают пользоваться дальние маршруты. Если раньше чаще летали в Турцию, Египет и на европейские направления, то сейчас все популярнее Индия, Юго-Восточная Азия, Африка, Америка. Туроператоры и перевозчики идут навстречу спросу. По словам участников мероприятия, новинками зимнего сезона станут рейсы Москва - Йоханнесбург - Маврикий и Москва - Гонконг - Сидней.

В принципе, по словам О.Плешаковой, перевозчик в этом году увеличил пакет предлагаемых маршрутов на 11 проц по сравнению с прошлым годом. К наиболее популярным можно отнести Великобританию, Германию, Испанию, Австрию, Люксембург, Францию, Швейцарию, Чехию, Кипр. В азиатском регионе наши граждане предпочитают Таиланд, Китай, Вьетнам, Индию, Индонезию, Малайзию, Мальдивы, Сингапур. На Ближнем Востоке регулярное сообщение налажено с Израилем, Египтом, ОАЭ. Из Западного полушария особым спросом пока пользуется лишь Доминикана.

В этом сезоне "Трансаэро" открывает новые рейсы Москва-Йоханнесбург /ЮАР/-Маврикий и Москва-Гонконг-Сидней. Иными словами, россияне смогут оказаться в Австралии и Южной Африки без пересадок в зарубежных аэропортах. Первоначально рейс будет выполняться один раз в 10 дней на самолетах Boeing-767. Из Москвы самолет вылетает в 23:00, прибытие в Йоханнесбург в 9:40 следующего дня. Затем из Йоханнесбурга самолет вылетает в 11:20, а на Маврикий прибывает в 17:05. Обратный вылет с Маврикия в 19:05, прибытие в Москву в 5:00 следующего дня /время местное/. Первый такой перелет состоится 29 декабря, так что желающие смогут встретить Новый год на берегу Индийского океана. Необходимость появления таких рейсов продиктована тем, что Россия развивает экономические связи с Южной Африкой, и чартеры, уже существующие на этом направлении, весьма востребованы. Так что, по мнению О.Плешаковой, регулярные рейсы на этом направлении будут востребованы как туристами, так и бизнесменами.

Что же касается Маврикия, то это один из красивейших островов мира, всемирно известный курорт высокого уровня. Пока он не востребован россиянами, как это могло бы быть - из-за отсутствия стабильного воздушного сообщения. Ранее вопрос установления прямых рейсов между Россией и Маврикием обсуждался на межправительственном уровне. Власти страны надеются, что это приведет к увеличению потока состоятельных российских туристов.

Рейс Москва-Сидней с промежуточной посадкой в Гонконге также важен для "Трансаэро". Компания становится первым российским перевозчиком, предлагающим воздушное сообщение с австралийским материком. Так что пока желающие посетить "страну кенгуру" вынуждены лететь до любого из азиатских пересадочных узлов, чтобы там воспользоваться услугами другого местного перевозчика. Конечно, стыковку рейсов можно заранее провести и в Москве, но гораздо удобнее и приятнее лететь напрямую. Эксплуатироваться на этом маршруте тоже будет Boeing-767. В Гонконге самолет останавливается на три часа для дозаправки, но, по уверению О.Плешаковой, это время пройдет для туристов незаметно. Гонконгские магазины duty free считаются одними из лучших в мире. Вылет из Москвы в 01:10, прибытие в Сидней в 09:00 следующего дня. Первый полет состоится также в этом году – 24 декабря.

Впрочем, на зимнее расписание переходят все авиакомпании. Так, "КрасЭйр", "Домодедовские авиалинии", "Омскавиа", "Самара", "Сибавиатранс", входящие в российское авиаобъединение AiRUnion увеличивают долю и объем регулярных рейсов. В общей сложности зимняя программа полетов авиаобъединения насчитывает более 60 городов. Новым, по сравнению с зимним расписанием прошлого года, станет рейс Москва-Афины-Москва, который будет выполняться три раза в неделю. Регулярными будут рейсы из Москвы в Ганновер, Тиват, Лиссабон и Афины.

S7 также планирует сконцентрироваться на перевозках, прежде всего, в страны Европы, Юго-Восточной Азии и СНГ. В планы компании также входит начать регулярные рейсы на американский континент и в Австралию. Что касается европейской маршрутной сети, S7 уделит особое внимание организации регулярных рейсов во многие столицы Европы, в т.ч. Париж, Лондон, Берлин, Рим и Женеву. Ближайшие планы авиакомпании предусматривают начало регулярных полётов в Ирландию, уже с начала летнего расписания 2008 года. Рейсы S7-887/888 по маршруту Москва — Дублин — Москва будут выполняться с регулярностью три раза в неделю. Также предполагается начать полёты в столицу Испании — Мадрид. В настоящее время идут переговоры с аэропортом о выделении слотов. А уже сейчас из Новосибирска откроется зимняя программа прямых полётов на один из самых известных курортов Юго-Восточной Азии — остров Хайнань /Китай/, а из Сочи начнут выполняться регулярные рейсы в Стамбул.

"Аэрофлот" предлагает своим пассажирам прямые полеты в 791 пункт в 47 странах мира. В новом расписании увеличена частота полетов Афины /с 4 до 7 рейсов в неделю/, Ганновер /с 3 до 7 рейсов в неделю/, Гонконг /с трех до пяти рейсов в неделю/. Членство авиакомпании в международном альянсе Sky Team позволит пассажирам воспользоваться разветвленной сетью маршрутов и удобными стыковками авиакомпаний-партнеров/. На начальной стадии зимнее расписание будет обеспечиваться 81 самолетом "Аэрофлота" при наличии постоянного резерва. До конца зимы перевозчик пополнит парк самолетами семейства Airbus А319/320/321, которые также будут задействованы по мере поступления.

C чем связана такая активность перевозчиков? Прежде всего, с растущими потребностями рынка. Как было сказано, российские туристы все чаще хотят летать туда, где еще ни разу не были, а это в основном дальние и "экзотические" маршруты. Так, у российских туроператоров большие планы на Австралию. Искушенные путешественники считают ее самым сказочным местом планеты. А согласно опросу, проведенному американским журналом путешествий Conde Nast Travel, Сидней признан лучшим туристическим городом в мире, а также самым дружелюбным местом на Земле. В Австралии все уникально – начиная от мечты любого дайвера Большого Барьерного рифа, имеющего длину 2 тыс км и заканчивая невиданными животными. Ну где еще можно увидеть кенгуру и страуса Эму в естественной среде обитания? Туристов привлекают развлекательные парки, возможности для горнолыжного спорта. Так что это направление имеет неплохие перспективы. В этом году туроператоры в один голос отмечают, что начали пользоваться популярностью путевки на Новый год в Австралию, при том, что такие путешествия довольно дороги. Цены здесь стартуют от отметки в 2 тыс долл, и это самый бюджетный вариант.

Из остальных экзотических для нас направлений ожидается "высокий старт" Малайзии, полагает И.Бельтюкова. Россияне любят Юго-Восточную Азию: это наглядно демонстрирует неослабевающий интерес к Таиланду. "Если едут в Европу - то в Париж, если в Азию – то в Пхукет", - говорит эксперт. Малайзия по природным красотам ничуть не уступает тайским пейзажам, однако туристическая инфраструктура здесь пока отстает. Однако турбизнес делает на это направление ставку. Власти страны настроены активно продвигать свои курорты в России и готовы делать все, чтобы привлечь наших туристов.

В целом же, по мнению большинства участников рынка, спрос на массовые направления сейчас практически удовлетворен. И сейчас имеет смысл развивать уже имеющиеся – как бюджетные, так и элитные. Большинство компаний уверены, что время чисто пляжного отдыха прошло и все чаще предлагают совмещенные туры – отдых плюс экскурсионная программа. Такие путевки привлекают активных туристов, справедливо опасающихся, что за две недели лежания на пляже они сойдут с ума от скуки. Турпотоки с неизменных Турции и Египта уже переориентировались на альтернативные направления. Конечно, списывать эти любимые нашими соотечественниками страны со счетов рано, но сегодня в массе своей граждане распределяются по направлениям более равномерно.

Что касается самого туристического рынка, то здесь наглядно просматриваются две тенденции, рассказывает И.Бельтюкова. Первая – стремление к многопрофильности. Время, когда считалось, что настоящий оператор должен заниматься одним-двумя направлениями, кануло в Лету. Россия повторяет в этом западные тенденции, а на Западе сегодня остались фактически лишь многопрофильные туроператоры. Ведь так проще выжить в условиях конкуренции – за счет диверсификации рынка и минимизации, таким образом, убытков на случай, если "ваше" направление в этом году почему-то не пошло. Вдобавок агенты заинтересованы работать именно с многопрофильными операторами, ведь иметь дело со многими поставщиками значительно сложнее, а агент, как правило, продает сразу несколько направлений. Вторая тенденция – укрупнение рынка. Через несколько лет, по мнению И.Бельтюковой, конъюнктуру будут определять 10-15 компаний, подавляющее большинство из которых - многопрофильные. Мелкие операторы, разумеется, останутся, но "погода" на рынке от них уже не будет зависеть никоим образом.

Впрочем, выездной туризм пока все же остается прерогативой обеспеченных граждан. Дело не только в дороговизне самих туров, но и в резком подорожании авиационного топлива. По словам О.Плешаковой, в условиях значительного роста цен на авиационный керосин /на 20 проц с 20 октября/ "Трансаэро" ничего не оставалось делать, как поднять цены с 15 декабря на разных международных направлениях на 2-15 проц. Величина этой "вилки" разнится в зависимости прибыльности каждого конкретного направления. На социально значимых направлениях, например, Дальний Восток, перевозчик, напротив, снижает тарифы.

Насколько это отражается на стоимости тура? "Капитал Тур" не берет доплату за полностью проплаченные туры, заверила И.Бельтюкова. По ее словам, большинство крупных игроков рынка сочли правильным компенсировать разницу за свой счет. Если же путевка оплачена не полностью, то оператор оставляет за собой право попросить доплату. В целом же максимальный рост стоимости туров пришелся на эксклюзивные направления, т.е. популярные в основном среди обеспеченных людей. Массовые же туры, к примеру, тот же Таиланд, выросли в цене незначительно.