Самарский губернатор стал ускорителем

Губернатора Самарской области Константина Титова больше заботит двигателестроение, чем российский космос
Как стало известно „Ъ“, президент Татарстана Минтимер Шаймиев и губернатор Самарской области Константин Титов направили в правительство РФ письмо с просьбой принять необходимые меры для ускорения работ по авиадвигателю НК-93. В письме главы регионов указали, что Федеральное агентство по промышленности (ФАП) под различными предлогами тормозит сертификакцию НК-93, отказывая в предоставлении финансир??вания на летные испытания. Однако наблюдатели полагают, что вместе с тем господин Титов решил ускорить создание холдинга «Двигатели НК», который объединит самарских и татарстанских двигателестроителей. Этим планам может помешать инициатива руководителя самарского «ЦСКБ-Прогресс» Александра Кириллина, который на днях заявил, что сейчас разрабатывается проект другого авиакосмического холдинга, в который помимо ЦСКБ могут войти ОАО «Моторостроитель» и ОАО «Металлист- Самара». Последние два изначально планировалось включить в «Двигатели НК».
Д вигатель НК-93 является разработкой самарского научно-технического объединения (СНТК) им. Кузнецова, а его серийное производство планируется развернуть на Казанском моторостроительном производственном объединении. Он относится к числу наиболее перспективных авиадвигателей для магистральных самолетов средней и большой дальности типа Ил-96 и Ту-214. Его тяга на взлетном режиме составляет 18 т при удельном расходе топлива на крейсерском режиме 0,49 кг/кгс.ч. Масса двигателя -3650 кг. Ресурс двигателя: назначенный - 15 тыс. часов, до первого капремонта - 7500 часов.
НК-93 включен в федерально-целевую программы развития гражданской авиации до 2015 года. Одновременно с этим его разработка содержится в каталоге инвестиционных пpоектов правительства Самаpской области «Создание высокоэкономичного авиационного двигателя пятого поколения НК-93», равная $163,33 млн, из которой запрашиваемые кредиты составят $86,58 млн, а собственные средства разработчика - $76,75 млн. Срок окупаемости проекта - 78 месяцев.
По сведениям „Ъ“, поводом для обращения глав регионов в правительство РФ послужил очередной отказ Федерального агентст ва по промышленности (ФАП) предоставить средства на проведения летных испытаний двигателя НК-93, предусотренных программой сертификации. Согласно ей, они должны были завершиться еще в 2002 году, но федеральные власти под различными предлогами направляли целевые деньги на другие мероприятия. В частности, в этом году в распоряжении ФАПа оказалось 3,6 млрд рублей, но из них ничего не было выделено под проект по созданию НК-93. В этом году регионы за счет собственных источников завершили его разработку и в этом месяце рассчитывали начать летные испытания на само лете Ил-76, находящимся в Чкалове. Однако ФАП отказался финансировать эти мероприятия.
По другой версии, глава Самарской области Константин Титов пытается таким образом ускорить создание холдинга «Двигатели НК», который он лоббирует в течение последних двух лет. Изначально планировалось, что основой этого холдинга станет самарское СНТК им Кузнецова ( разрабатывает авиационные двигатели – „Ъ“), а в объединение войдут самарские предприятия ОАО «Моторостроитель», Самарское конс-трукторское бюро машиностроения и ОАО «Казанское моторостроительно?? ПО». Однако уже весной этого года генеральный директор ОАО «Моторостроитель» Игорь Шитарев заявил, что он не намерен входить в «Двигатели НК». Господин Шитарев считает, что «Моторостроитель» логичнее включить в объединение производителей для авиакосмической отрасли, поскольку для этой отрасли предназначена основная продукция предприятия.
При этом, по мнению экспертов, без участия «Моторостроителя» «Двигатели НК» вряд ли будут созданы в ближайшее время, поскольку холдингу потребуется найти другого крупного отраслевого производителя.
Ка к стало известно „Ъ“, Константин Титов и президент Татарии Минтимер Шаймиев направили в правительство РФ письмо, где содержится просьба об ускорении работы по разработке авиационного двигателя НК-93. Как пояснил вчера „Ъ“ господин Титов, - «это обращение возникло потому, что разработка и создание двигателя является сейчас одной из основных задач, которую нужно выполнить как можно скорее». По информации „Ъ“, сейчас это письмо направлено в Управление авиационной промышленностью Федерального агентства по промышленности РФ.
По мнению источника в ??инистерстве промышленности Самарской области, таким образом Константин Титов пытается ускорить создание холдинга «Двигатели НК», документы по которому находятся на согласовании в правительстве РФ.
По информации „Ъ“, объединения оборонных предприятий может не быть. Дело в том, что на днях генеральный директор «ЦСКБ-Прогресс» Александр Кириллин впервые официально заявил о том, что в Самаре готовится создание еще одного нового холдинга, головным предприятием которого может стать ЦСКБ. По словам господина Кириллина, в проект войдут самарские зав оды - ОАО «Моторостроитель» и «Металлист-Самара». Кроме того, рассматривается возможность участия в холдинге санкт-петербургских компаний: ФГУП КБ «Арсенал» и ОАО «Машиностроительный завод «Арсенал». По словам Александра Кириллина, в первом квартале следующего года руководство создаваемого холдинга будет защищать его проект в правительстве РФ. Форма собственности и структура новой организации пока не определены.
Вчера источник на ОАО «Моторостроитель» подтвердил, что сейчас идет работа по объединению предприятий в авиакосмический холдинг. О??ин из высокопоставленных сотрудников «Росавиакосмоса» вчера также сообщил, что создание новой структуры, которая объединит производителей для авиакосмической отрасли, выглядит вполне целесообразным.
Константин Титов вчера рассказал „Ъ“, что ему ничего не известно о новом холдинге. «По крайней мере, ко мне никто не обращался по поводу создания нового объединения», - отметил господин Титов.
Однако вчера источник „Ъ“ в СНТК им. Кузнецова сказал, что разговоры об авиакосмическом холдинге преждевременны, поскольку сейчас идет утверждение док ументов по «Двигателям НК». «Эта процедура закончится в самое ближайшее время, и ни о каких других холдингах в Самаре не может быть и речи», - добавил источник.