Абрамович против "Аэрофлота"

Авиакомпания "КрасЭйр", а точнее создаваемый ей альянс авиаперевозчиков, обещает в 2005 году по объему пассажиропотока догнать "Аэрофлот".
Как заявил во вторник гендиректор компании Борис Абрамович, в альянс войдут 5-6 перевозчиков, которые претендуют в общей сложности на 5 и более млн пассажиров.
2003 год "Омскавиа" закончила с убытками в 6 млн руб, а выручка упала до 215 млн руб (с 295 млн руб в 2002 году). Кредиторская задолженность увеличивается. Авиакомпания должна "Омскпромстройбанку" 275 млн руб. В мае 2004 года 70% акций п редприятия купил и возглавил владелец омской туристической фирмы "Летур" Леван Турманидзе.
Красноярская авиакомпания "Сибавиатранс" в куда лучшем положении. В 2003 году доходы составили 628,8 млн. руб. (рост 8,7%), чистая прибыль компании - 200 тыс руб. В октябре 2004 года глава компании Максим Четвериков перешел на работу в "Омскавиа" на должность заместителя гендиректора. По неофициальным данным, "Сибавиатранс" принадлежит гендиректору "КрасЭйр" Борису Абрамовичу и членам его семьи.
Пока участником альянса стали только "Домодедовские авиалинии", 49,6% акци�� которых в этом году купила "КрасЭйр", и сам красноярский авиаперевозчик. В середине октября о готовности присоединиться к ним объявили два региональных перевозчика - "Омскавиа" и "Сибавиатранс" (Красноярск).
Впрочем, эти сибирские авиакомпании не добавляют особого веса "КрасЭйр" - в отличие от "Домодедовских авиалиний", которые перевезли 700 тыс. пассажиров в 2003 году. Пассажиропоток региональных компаний в том же 2003 году составил 106,5 тыс. и 187,2 тыс. человек соответственно. Вряд ли в этом году показатели "Омскавиа" и "Сибавиатранса" существенно изменятся, п оэтому по результатам 2004 года четыре участника альянса перевезут в общей сложности около 2,5 млн.
Вступление в альянс предполагает совмещение маршрутных сеток и парков воздушных судов его участников. Предполагается, что это позволит расширить географию полетов и более эффективно использовать авиапарк. Не исключено, что со временем все участники альянса будут работать под единым брэндом, который уже разрабатывается.
Кто еще вступит в альянс и приведет Борису Абрамовичу недостающих 2,5 млн пассажиров, позволяющих догнать и перегнать "Аэрофлот", не известно. Начальник аналитического отдела ИК "Проспект" Наталья Одинцова считает, что достичь этих показателей в указанные сроки практически невозможно.
"К 2008 году, не раньше, и то при оптимистическом стечении обстоятельств. Если авиакомпании удастся заинтересовать в своем альянсе крупного инвестора", - так она оценивает заявленную альянсом 5-миллионную планку.
Сам гендиректор "КрасЭйр" говорит только, что ведет переговоры с несколькими потенциальными участниками альянса, а когда переговорный процесс завершится, обещает обязательно сообщ ить об этом журналистам.
На рынке не исключают, что сотрудничество с "КрасЭйр" может быть интересно региональным авиалиниям, например компаниям "Самара" и "Уральские авиалинии".
Авиакомпания "Самара" - основной перевозчик Приволжского ФО, эксплуатирует 28 самолетов, в том числе 8 Ту-154. В 2003 году она перевезла почти 500 тыс. человек. В первом полугодии 2004 года чистый убыток "Самары" составил 101,9 млн руб. против 97,4 млн руб. за аналогичный период прошлого года. Выручка авиакомпании выросла с 590,8 млн руб. до 740,4 млн руб. Кредиторская задолженность компании ув еличилась с 321,1 млн до 442,5 млн руб. Примерно 40% акций "Самары" принадлежит топ-менеджерам компании, еще 46,5% - государству.
"Многие небольшие региональные компании не выдерживают конкуренции с более крупными перевозчиками. У них нет возможности повышать качество обслуживания, обновлять парк, расширять маршрутную сеть, - говорит Одинцова. - К тому же недавно владельцы "Самары" предлагали выкупить их долю сразу двум крупным авиакомпаниям - "ЮТэйр" и "КрасЭйр".
Но поскольку 46,5% акций "Самары" принадлежат государству, а в графике на 2005 год приватизации гос��акета не значится, вряд ли кто-то из перевозчиков согласится выкупить частный пакет "Самары", который на рынке оценивают примерно в $8-9 млн.
В этом смысле приглашение поволжского перевозчика в альянс было бы выгодно "КрасЭйр". Не покупая "Самару", можно выстроить с ней совместный бизнес. С другой стороны, этот шаг позволит красноярцам стать основным претендентом на госпакет "Самары".
"В любом случае для удачной работы в альянсе "КрасЭйр" не просто нужно привлечь небольших перевозчиков, а провести масштабную реорганизацию своего бизнеса и дорогост��ящее обновление авиапарка.
"Аэрофлот", на который равняются красноярцы, может себе позволить 5 млн пассажиров, потому что его парк, состоящий преимущественно из крупных машин, может справиться с таким объемом работы. Но "Аэрофлот" - крупнейший полугосударственнй российский перевозчик, пользующийся своими лоббистскими возможностями и привелегиями. И остальным до него далеко.

Источник: [веб-сервер "Газета.Ru"]