Кто построит “Шереметьево-3”

“Аэрофлот” вспомнил о новом терминале в “Шереметьево”. Как стало известно “Ведомостям”, на прошлой неделе совет директоров авиакомпании одобрил новую схему финансирования строительства “Шереметьево-3”, а уже в начале будущего года “Аэрофлот” рассчитывает выбрать подрядчика проекта.
Проект терминала “Шереметьево-3” разработан французской компанией ADP Ingenierie, входящей в группу Aeroports de Paris (ADP). Расчетная пропускная способность “Шереметьево-3” – 9 млн пассажиров, стоимость строительства – около $430 млн. Под терминал отведен земельный участок в 50 га, расположенный в 700 м левее терминала “Шереметьево-2”. “Аэрофлот” арендовал его на 49 лет у администрации Химкинского района. Для реализации проекта “Аэрофлот” в прошлом году создал 100%-ную “дочку” – ОАО “Терминал” с капиталом 200 млн руб.
Кто и как будет строить новый терминал в “Шереметьево”, чиновники, руководители аэропорта и менеджмент “Аэрофлота” не могут договориться уже несколько лет. В 2002 г. чиновники засомневались, стоит ли поручать строительство терминала авиакомпании. В январе 2004 г. тендер ��а управление “Шереметьево” выиграла “Альфа-групп”, и предполагалось, что окончательное решение судьбы третьего терминала останется за ней. Но до управления ее так и не допустили, и вопрос со строительством терминала опять завис.
Теперь о “Шереметьево-3” вновь вспомнили. Чиновник Росимущества рассказал “Ведомостям”, что совет директоров “Аэрофлота” на прошлой неделе заслушал и в целом одобрил предложенную “Аэрофлотом” схему финансирования третьего терминала.
Гендиректор ОАО “Терминал” Кирилл Будаев пояснил, в чем суть этих предлож��ний. Около 30% стоимости терминала — $130 млн — “Аэрофлот” профинансирует самостоятельно, а еще $300 млн (70%) привлечет на условиях проектного финансирования. Для этого в течение 2005 г. “Аэрофлот” увеличит уставный капитал ОАО “Терминал” до $130 млн за счет собственных и привлеченных средств.
По словам Будаева, “Аэрофлот” предлагает международному аэропорту “Шереметьево” (МАШ) от 25% до 50% акций в ОАО “Терминал”, если МАШ оплатит пропорциональную долю из $130 млн уставного капитала, но ответа пока не получил. Первый заместитель гендиректора МАШ Сергей Н��дорослев сообщил “Ведомостям”, что вопрос участия МАШ в капитале “Шереметьево-3” пока не решен. По его словам, пока аэропорт и авиакомпания только договорились создать рабочую группу, чтобы обсудить, как развивать аэропорт общими усилиями.
А уже в I квартале 2005 г. “Аэрофлот”, по словам Будаева, надеется выбрать генподрядчика строительства. Его выберет на тендере английская компания Bovis Lendlease, с которой “Аэрофлот” заключил договор на управление проектом. “Bovis — международный авторитет и сможет беспристрастно выбрать подрядчика по критериям “с��оки — цена — качество”, — говорит Будаев. Источник в Bovis говорит, что предварительно будет отобрано 5-6 международных строительных компаний, из которых управляющий выберет лучшую. Этот выбор предстоит утвердить совету директоров “Аэрофлота”.
Претенденты будут обязаны представить свои предложения по частичному финансированию проекта. Но “Аэрофлот”, по словам Будаева, готов и сам привлекать проектное финансирование и ведет консультации с ЕБРР, IFC и западными банками. По словам Будаева, один из вариантов привлечения финансирования — это концесс ии. “Терминалу потребуется сложная система автомобильных развязок, эстакад и парковок. Это около $40 млн из стоимости строительства. Еще $10 млн — это отделка внутренних помещений терминала — концессионных зон, где будут располагаться магазины, кафе и рестораны. Все это “Аэрофлот” предлагает доверить профессиональным операторам-концессионерам. А к концу 2005 г. “Аэрофлот” собирается выбрать оператора терминала, который, по словам Будаева, “поставит технологии, обучит российский персонал, а потом уйдет”. В качестве примера такого оператора Будаев назы вает французскую компанию ADP Management, а концессионера — французскую строительную компанию Vinci. Но оба они определятся по итогам тендеров, подчеркивает Будаев.
Акционеры “Аэрофлота” и аналитики поддерживают эти планы. “Аэрофлот” не просит денег у государства или в Сбербанке, а предлагает рыночный механизм, отмечает аналитик банка “Зенит” Сергей Суверов. По словам члена совета директоров “Аэрофлота” от Национальной резервной корпорации Леонида Душатина, “Аэрофлот” показал несколько вариантов привлечения кредитных средств на “Шереметьево-3” “по очень выгодным ставкам”, в том числе у крупного французского банка.