Малые аэропорты нашли способ выжить

Инициатива Минтранса РФ сократить количество убыточных авиакомпаний и аэропортов толкает мелких сибирских перевозчиков к альянсам с более успешными игроками рынка.
Так, руководство компании "КрасЭйр" к 2005 году намерено объединить красноярские аэропорты Красноярск и Черемшанка. В свою очередь, в Новосибирске вновь поднят вопрос об объединении ФГУП "Новосибирск Авиа", находящегося на грани банкротства, с авиапредприятием "ТомскАвиа".
Как сообщили "КС" в пресс-службе авиакомпании "КрасЭйр", предполагается, что к 2005 году на базе аэропорта Красноярск будет создано единое авиапредприятие, объединяющее аэропорты Красноярск и Черемшанка. По словам заместителя гендиректора аэропорта Черемшанка Григория Илепо, благодаря объединению увеличится пассажирооборот аэропорта Красноярск, появится возможность создать единый аэропортовый комплекс. Технически объединение двух аэропортов не представляет особых трудностей: расстояние между ними всего 3 км. Сейчас Черемшанка может принимать воздушные суда типа Як-40, Ан-24 и т.п. После реконструкции взлетно-посадочной п олосы авиапредприятие сможет обслуживать самолеты Ту-134. Реконструкция ВПП Черемшанки оценивается примерно в 40 млн. руб.
Гендиректор авиакомпании "КрасЭйр" Борис Абрамович рассказал корреспонденту "КС": "Аэропортовому комплексу Красноярска необходимо развитие. Я считаю, что решать вопрос о создании единого комплекса нужно незамедлительно. Предполагается, что этот вопрос будет решен совместно с Минимущества РФ в ближайшее время".
Проект слияния аэропортов (объединение воздушных линий, строительные и ремонтные работы и т. п.) обойдется, по приб лизительным подсчетам, не менее чем в 400 млн. руб. Источники инвестиций неизвестны. Но в ходе состоявшегося на прошлой неделе визита в Красноярский край министр транспорта РФ Сергей Франк отметил перспективность развития распределительных авиацентров на территории края. Красноярский губернатор Александр Хлопонин также считает, что сегодня на базе "КрасЭйр" можно создать мощный авиационный узел.
Идея объединения авиапредприятий Красноярска не нова. Как рассказал "КС" Григорий Илепо, согласно генеральному плану строительства, разработанному еще �� 70-х годах, изначально предполагалось создание единого комплекса, объединяющего площади аэропортов Красноярск и Черемшанка. Но из-за проблем в финансировании было создано два отдельных авиапредприятия.
Между тем, как считает господин Илепо, проблемой для объединения может стать то, что аэропорты Красноярск и Черемшанка представляют собой предприятия разной формы собственности - акционерное общество и ФГУП.
По мнению аналитика инвестиционной компании "АТОН" Тима Маккачина, вряд ли разные формы собственности двух аэропортов станут проблемо�� для объединения, учитывая процесс сокращения мелких авиапредприятий, федеральную программу приватизации и то, что в обоих аэропортах главным собственником выступает государство (51% акций "КрасЭйр" принадлежит Минимуществу). "ФГУП "Черемшанка" гораздо выгоднее государству в структуре крупного предприятия, приносящего доход", - говорит господин Маккачин.
По словам пресс-секретаря авиакомпании "Сибирь" Евгения Филянина, "с точки зрения развития региональных пассажирских потоков, идея объединения авиапредприятий имеет положительную направленност��. Сегодня состояние большинства малых аэропортов удручающее из-за незначительного объема работы и отсутствия средств для поддержания работоспособности авиапредприятий". Однако при всех благах объединение аэропортов, по мнению Филянина, может усилить и без того монопольное положение "КрасЭйра" в Красноярске и создать трудности для конкурирующих авиакомпаний.
Схожие с Черемшанкой проблемы переживает и ФГУП "Новосибирское авиапредприятие" ("Новосибирск Авиа"). Но здесь в качестве стратегического партнера видят не крупнейший аэропорт Новосибирск ой области Толмачево, а ФГУП "ТомскАвиа".
ФГУП "Новосибирское авиапредприятие" ("Новосибирск Авиа") имеет в парке более 40 воздушных судов (13 самолетов Ан-2, по 11 - Ан-24 и Ан-30; 5 вертолетов Ми-8Т и 3 - Ми-2). В 2002 году сумма убытков авиапредприятия от эксплуатационной деятельности составила 3,7 тыс. руб., что на 317% меньше, чем в 2001 году (12,8 тыс.). Доходы от реализации услуг составили 195 тыс. руб. (рост на 16,6% по сравнению с 2001 годом). Дебиторская задолженность на 1 января 2003 года - 40,5 млн руб. (по сравнению с началом года рост на 27,3%), кредиторская - 83 млн (рост 9,8%).
По мне��ию руководителя Западно-Сибирского межрегионального управления воздушного транспорта Минтранса РФ Владимира Тасуна, реорганизации новосибирского предприятия все равно не избежать: "После окончания срока действия сертификата эксплуатанта, в декабре, будет стоять вопрос о закрытии аэропорта, так как груз долгов не позволит ему подняться. Возможно, предприятие купит авиационная структура и будет на его основе развивать свой бизнес, или же "Новосибирск Авиа" прекратит свое существование".
Как считают в "Новосибирск Авиа", сегодня объединение с "Том скАвиа" - единственный шанс избежать банкротства, сохранить парк самолетов и рабочие места. В "ТомскАвиа" также поддерживают эту идею: по словам одного из руководителей компании, объединение принесет пользу обоим авиапредприятиям. Впрочем, конкретных решений по этому вопросу пока не принято.
Гендиректор аэропорта Толмачево Андрей Лобкин в беседе с корреспондентом "КС" предположил: "Хорошей перспективой для (новосибирского) аэропорта Северный может стать развитие бизнес-авиации и авиации общего назначения. Это тем более актуально, что аэропорт нах одится в черте города, поэтому с точки зрения уровня шума, безопасности и прочего коммерческая авиация здесь нежелательна". В то же время, по словам господина Лобкина, нельзя сказать, что мощности аэропорта Толмачево загружены до предела. "Мы можем спокойно принимать большой поток самолетов, в том числе суда малой авиации", - отметил он.
[Источник: газета "Континент Сибирь"]