"Домодедово" приучает авиакомпании к Интерлайну

7 октября 2003 года по инициативе Группы ИСТ ЛАЙН в международном аэропорту "Домодедово" прошла третья Интерлайн-конференция.
В мероприятии приняло участие около 50 авиакомпаний из России, стран СНГ и дальнего зарубежья, выполняющих полеты из "Домодедово", а также проявляющих интерес к деятельности этого крупного транспортного узла. Среди них - "Сибирь", "КрасЭйр", "Пулково", "Трансаэро", "Самара", Adria Airways, British Airways, Estonian Air, Germania, Swiss Air, "Эйр Казахстан", "Эйр Молдова" и другие.
Формат конференции - 20-минутные парные встречи представителей заинтересованных авиакомпаний. Список перевозчиков, которые хотели бы провести переговоры по вопросам Интерлайн-соглашений, заранее согласован. В ходе мероприятия прошло около 200 встреч, на которых решались рабочие вопросы по оптимизации взаимодействия компаний-авиаперевозчиков, работающих на рынке трансферных услуг: организация стыковок, подписание соглашений, определение условий их применения.
Одним из вариантов сотрудничества между авиакомпаниями является соглашение об Интерлайн (Interline Agreement), или соглашени�� о взаимном признании перевозочных документов. Интерлайн является самым простым и распространенным видом сотрудничества между перевозчиками. Соглашения заключаются как в рамках одной страны, так и представителями различных государств. В типовом соглашении о коммерческом сотрудничестве оговариваются перечень и условия услуг, которые один из партнеров обязуется предоставлять другому. Соглашением об Интерлайн определяются условия продажи, оформления и взаимного признания таких перевозочных документов, как авиабилеты, авиагрузовые накладные, квит анции сверхнормативного багажа и проч.
В рамках такого соглашения, как правило, определяется размер комиссионных за продажу пассажирских, грузовых и чартерных перевозок (в среднем 5-7%) и схема взаиморасчетов. Кроме того, могут оговариваться детали применения тарифов, порядок разрешения споров и другие вопросы. Типовое соглашение разработано Международной ассоциацией воздушного транспорта (ИАТА). Помимо Интерлайн, существует многостороннее соглашение (МИТА), объединяющее множество авиакомпаний в единый договор.
Аэропорт "Домодедово" деклари рует намерение создать современный транспортный узел (хаб), который замкнет в единую цепь транзитные авиационные потоки между Европой и Азией. Уже сегодня здесь самая широкая в Московском авиационном узле маршрутная сеть, охватывающая свыше 100 направлений в России, странах СНГ и дальнего зарубежья. Однако большое количество маршрутов не гарантирует удобства для пассажира: наибольшая часть пересадок осуществляется в виде "серого трансфера" - когда путешественник приобретает отдельный билет на каждое плечо перевозки, а в пересадочном пункте заново пол учает багаж и проходит все формальности. По оценкам специалистов, в "Домодедово" до 30% пассажирооборота приходится именно на "серый трансфер". Существенных проблем для аэропорта, на первый взгляд, это не представляет. Однако именно "белый трансфер" является конкурентным преимуществом, привлекающим как авиакомпании, так и пассажира. В конечном итоге, именно пассажир приносит прибыль как авиакомпании, так и порту.
Обеспечение успешного функционирования хаба является серьезной проблемой, затрагивающей различные стороны авиационного бизнеса. Если у а эропорта существует базовая авиакомпания, она невольно развивает порт как трансферный узел, осуществляя стыковки своих рейсов, внедряя свои технологии обслуживания пассажиров. Однако в "Домодедово" однозначно доминирующего перевозчика нет: половина пассажиропотока приносит 3 ведущих компании. Поэтому возникающие вопросы приходится решать преимущественно своими силами. Впрочем, Группу ИСТ ЛАЙН это не смущает - по словам руководителя пресс-службы Юлии Мазановой, в настоящее время рассматривается вопрос создания специальной группы, в задачи которой ��удет входить обслуживание трансферных паров.
Для обеспечения удобных стыковок требуется координация расписания, что приводит к возникновению волн прилета-вылета, когда в считанные часы требуется обслужить максимальное количество рейсов. Сегодня "Домодедово" располагает двумя одновременно действующими взлетно-посадочными полосами, чего достаточно для обеспечения нужного количества операций. Несколько больше проблем вызывает терминальная часть. С одной стороны, в аэропорте есть единый терминал, который соединяет международную и внутреннюю ч асти. Двух галерей и 11 телетрапов пока достаточно, однако развитие комплекса уже требует расширения пассажирской зоны. В частности, нужен больший трансферный зал и комнаты для краткосрочного отдыха.
Не останется в накладе и пассажир: география его полета может быть значительно расширена за счет маршрутной сети авиакомпаний-партнеров. Так например, приобретя билет на весь маршрут на одном бланке и вылетая с Дальнего Востока в московский аэропорт "Домодедово", пассажир сможет пересесть на рейс, который доставит его в Западную Европу. При этом, если в се документы будут оформлены в соответствии с требованиями трансферного аэропорта, в Москве пересадка не будет утомительной - достаточно выйти в стерильную зону и пройти контроль, необходимый для пересечения границы. Повторно досмотр и проверка багажа не проводится. Это позволяет экономить не только силы, но и время, учитывая существующие стандарты по минимальному времени стыковки. Для внутренних рейсов оно составляет 60 минут. Примерно столько же тратится на стыковку международных рейсов. А вот пересадки с внутреннего рейса на международный и в обра��ном направлении дольше из-за необходимости прохождения пограничного и таможенного контроля. Они занимают соответственно 80 и 100 минут. Впрочем, минимальное время на стыковку, гарантированное аэропортом, авиакомпании редко закладывают в согласованное расписание: малейшая задержка в аэропорте вылета грозит пассажиру опозданием на стыковочный рейс.
Прошедшая встреча стала уже третьей конференцией, посвященной вопросам Интерлайн. Следующая встреча, по словам Ю. Мазановой, соберет представителей аэропортов, связанных в "Домодедово" регулярным сооб щением. Этот аспект является не менее значимым, чем взаимодействие авиакомпаний. Внедрение единых технологий автоматизированной отправки пассажиров и передачи данных позволяет в трансферных портах осуществлять быструю обработку пассажиропотока.

Некоторые итоги Интерлайн-конференции
Ключевой темой переговоров авиакомпании "КрасЭйр" с другими авиаперевозчиками стал интерес к перспективам дальнейшего развития возможностей транспортного узла в аэропорту "Красноярск". С авиакомпаниями "Уральские авиалинии", "Самара" и "Пулково" была д��стигнута договоренность о совершенствовании сотрудничества при использовании технологий узловых перевозок в аэропорту "Красноярск". Заинтересованность в развитии партнерских отношений с авиакомпанией "КрасЭйр" выразило также руководство авиакомпании "Оренбургских авиалиний".
Для крупнейшего перевозчика на внутренних линиях - АК "Сибирь" - наибольший интерес представляет сотрудничество в западными перевозчиками, в частности British Airways. В то же время в базовом аэропорте "Томачево" существует обширная трансферная сеть, которая также продолжает ра звиваться. В настоящее время авиакомпания заключила свыше 40 Интерлайн-соглашений.
Авиакомпания "Уральские авиалинии" успешно развивает взаимодействие в рамках заключенного ране Интерлайн-соглашения с авиакомпанией Emirates. Так на самолетах Ту-154М выполняются два рейса в Дубаи, по вторникам и пятницам. Значительный поток пассажиров направляется далее на рейсах авиакомпании-партнера по туристическим маршрутам, например в Бангкок. Помимо Emirates, "Уральские авиалинии" имеют соглашения с British Airways, Swiss и Malev, а также с рядом отечественных перевозчиков.
Еще до проведения конференции начались активные переговоры между авиакомпанией "Калининград Авиа" и рядом российских перевозчиков. Продолжились консультации и в "Домодедово". Если ранее имевшиеся соглашения были недостаточно эффективными, то теперь планируется подписать 3 документа. Первые результаты пассажиры смогут ощутить уже спустя пару недель.
Эстонская авиакомпания Estonian Air планирует расширять сотрудничество с российскими компаниями. В частности, сейчас идут предварительные переговоры с рядом российских перевозчиков, выполняющих полеты в "Домодедово", о возможном заключении Интерлайн-соглашений. Особый интерес Estonian Air вызывает Краснодарский край, Уральский регион, Дальний Восток.
Германский low-cost перевозчик Germania обсуждал с российскими коллегами удобные стыковки своих рейсов. В связи с началом продаж в Германии билетов через сеть ТКП, такое сотрудничество становится весьма актуальным. Впервые пассажир в Берлине может приобрести билет на перевозку из "Домодедово" в пункты по России и СНГ.
Участвовавшие в конференции представители компаний British Airways, Emirates и Swiss высоко оценили пр ошедшее мероприятие. По отзывам сотрудников, участвовавших во встречах, инициатива Группы ИСТ ЛАЙН является безусловно полезной для установления взаимовыгодных коммерческих отношений, открывающей новые горизонты для авиакомпаний.
Корреспондент: Олег Пантелеев
[Источник: веб-сервер "АвиаПорт.ру"]