Аэропортам необходимы 600 миллионов долларов

На прошлой неделе в самарском международном аэропорту "Курумоч" прошло совещание руководителей аэропортов и авиакомпаний России и стран СНГ.
Совещание было посвящено проблемам региональных авиаперевозок и организованно группой компаний "Авиация Самары". По мнению авиаторов, рынок региональных перевозок становится все более прибыльным, но его дальнейшему развитию препятствует плохое качество российских аэропортов и отсутствие необходимой нормативно-правовой базы.
В совещании, которое стало 9-м по счету, приняли участие более 100 директоров региональных авиапредприятий и специалистов в области авиаперевозок России и стран СНГ. То что местом его проведения выбрана Самара - не случайно. В Самарской области действует одна из наиболее эффективных в России систем воздушных перевозок. В частности именно руководство самарского международного аэропорта "Курумоч" в апреле этого года инициировало подписание соглашение о стратегическом партнерстве между аэропортами Уфы, Казани и Самары. Это соглашение позволило существенно повысить эффективность системы авиаперевозок в Приволжском округе. Однако, судя по высказываниям руководителей авиапредприятий, в других регионах дела обстоят не столь гладко. По мнению авиаторов, самой серьезной преградой для динамичного развития региональных авиаперевозок является не соответствие евростандартам российских аэропортов. Как отметил гендиректор ассоциации "Аэропорт ГА" Владимир Горбачев, с момента распада СССР в России закрылось более тысячи региональных аэропортов. По данным Минтранса, сейчас в России работает 451 аэропорт, причем постепенно их число про��олжает сокращаться и сегодня. Также, более чем в шесть раз, уменьшились объемы пассажирских перевозок - со 120 млн. до 26 млн. человек. По словам господина Горбачева, затяжной кризис в российских авиаперевозках постепенно завершается. "За последние три года объем внутрирегиональных перевозок увеличился на почти на 2 млн. человек и за прошлый год составил 29,5 млн. человек", - заявил Владимир Горбачев.
Что же касается федеральных авиаперевозок, то сейчас по России работают 62 международных аэропорта, причем общепринятым мировым стандартам соответсвует тол ько московский аэропорт Домодедово. Причина столь плачевного состояния заключается в том, что большинство аэропортов контролируется государством, которое не торопиться выделять деньги на их реконструкцию. В этом году на эти цели федеральный бюджет выделил 854 млн. руб. это позволило отремонтировать лишь четыре аэропорта. Размер существующих госсубсидий позволяет покрыть авиапредприятиям только о 2% всех расходов авиапредприятий, остальные деньги выделяются из их собственных активов. По мнению участников совещания, в целом, для того, чтобы довести до ��вростандартов все действующие аэропорты, в них необходимо инвестировать около $600 млн. в течение 20 лет. "Так как таких средств в федеральном бюджете нет, проблему недофинансирования можно решить только за счет сокращения числа действующих аэропортов" - считает господин Горбачев. Среди острых проблем регионального рынка авиаперевозок на совещании были названы завышенные тарифы на авиаперевозки и высокий уровень износа парка самолетов, который на сегодня составил более 80%. В качестве одного из выходов из создавшегося положения на совещании было предло��ено передать аэропорты в безвозмездное пользование субъектам РФ и разработать целевую программу по развитию сети федеральных аэропортов. Эти предложения поступили в Минимущество РФ два года назад, однако обратной реакции оттуда до сих пор не последовало. По мнению замдиректора компании "Аэропорт-Хендлинг" (входит в группу компаний "Авиация Самары") Юрия Курдюкова, облегчить жизнь авиакомпаниям и аэропортам можно также за счет изменения сроков действия лицензий, продлив их действие с пяти до десяти лет, а также уменьшения налогового бремени.
Что касается Самарской области, то руководитель управления департамента экономразвития и инвестиций Самарской обладминистрации Валерий Бобров заявил, что областные власти намерены "всячески содействовать более эффективному развитию регионального рынка авиаперевозок". В частности областные власти к 2008 году подготовят план развития транспортного узла Самарской области, на основе которого будет разработана единая авиационная транспортная система ПФО. Эта система будет включена в международную систему транспортных коридоров.
Юрий Курдюков расск азал, что сегодня, впервые в российской практике, на рынке авиаперевозок Поволжского федерального округа существует тенденция к объединению аэропортов. "Три ведущих аэропорта ПФО обеспечивают более чем 80% всех перевозок. Поэтому не удивительно, что они стремятся к объединению", - отметил господин Курдюков. Замдиректора "Аэропорт-Хендлинг" считает, что опыт Приволжского округа по созданию единой транспортной системы послужит хорошим примером для других регионов РФ.
[Источник: газета "Коммерсантъ"]