Обсуждалается возможность организации в Омске мультимодального транспортного узла

В рамках Форума товаропроизводителей приграничных регионов России и Казахстана прошла II международная научно-практическая конференция, посвященная проблемам формирования транспортно-логистической инфраструктуры региона.
Участниками конференции стали представители власти, науки и бизнеса Омского региона, Москвы и Республики Казахстан. Главная тема для обсуждения - организация в Омске мультимодального транспортного узла (ММТУ), который примет на себя большую часть грузовых потоков, следующих их Китая и Юго-Восточной Азии в Европу. Как было отмечено всеми участниками конференции, транспортный узел значительно повысит инвестиционную привлекательность Омской области, что скажется на экономическом состоянии региона в целом.

У Омска больше прав и возможностей?
В настоящий момент свою концепцию развития ММТУ имеет фактически каждый город Сибири. В сравнении с другими сибирскими городами Омск имеет несколько важных преимуществ, отметили участники конференции, главное преимущество - географическое положение региона. «Основное движение грузов в мире идет по маршруту США-Евросоюз-Китай и Юго-Воточная Азия, - рассказал участникам конференции Евгений Полынский, начальник отдела промышленного и транспортного строительства Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области. – Через Россию сегодня проходит два важных транспортных торговых коридора, один из которых интересен для Омского региона – грузопоток по направлению Юго-Восточная Азия - Европа».

«Омская область занимает важное стратегическое положение на пересечении транспортных коммуникаций, соединяющих Европу и север России с Китаем и странами Средней и Юго-Восточной Азии, - отметил Евгений Борисович. - Развитие мультимодального узла на территории Омской области соответствует стратегическим интересам России, так как другие варианты прохождения транснациональных потоков или удлиняют путь, или уменьшают его долю, проходящую по территории Российской Федерации».

Как было отмечено представителем Министерства, у региона есть и другие предпосылки для организации ММТУ – наличие разветвленной сети транспортных коммуникаций, пересечение в регионе транспортных линий различного вида, прохождение через Омскую область Транссибирской железнодорожной магистрали, наличие судоходной реки Иртыш, международного аэропорта, банков и страховых компаний, способных обеспечить страхование грузов. Через Омскую область проходят 750 километров железнодорожных путей, 17 с половиной тысяч километров автомобильных дорог, из которых 729 километров – дороги федерального назначения, 1474 километра водных судоходных путей, порядка 665 километров нефте- и продуктопроводов.

Проект развития ММТУ предусматривает глобальные изменения в транспортной системе региона, в частности, удлинение железнодорожной ветки Омск - Иртышское на территорию Казахстана, что увеличит грузопоток из Китая и Казахстана в европейскую часть России. В настоящий момент наблюдается недостаточно рациональная организация транспортных потоков в омском железнодорожном узле, ведущая к их чрезмерной концентрации на станции Омск-Товарный, исправить ситуацию поможет обходной путь. Кроме того, необходима организация зон обслуживания контейнерных грузов и терминальных комплексов на железной дороге, расширение и модернизация федеральных автомобильных дорог на участках Омск – Новосибирск и Омск – Тюмень и др., завершение строительства обходной дороги вокруг Омска и организация зон обслуживания автопотоков и обработки транспортных грузов. Реконструкция системы речного транспорта предусматривает организацию новой зоны обслуживания насыпных грузов и речных терминалов, а также увеличение глубин реки Иртыш в рамках решения вопроса водоснабжения региона путем строительства гидроузла. Согласно проекту в Омском регионе должны появиться транспортно-логистические центры и складские комплексы классов "А" и "В". Как отмечают сегодня специалисты по коммерческой недвижимости, складская недвижимость – больной вопрос для региона.

«При проведении этих преобразований у Омского региона появляется следующие перспективы. Омск примет 10% грузопотока из Азии в Европу, что составит 300 тысяч контейнеров в год»,- резюмирует Евгений Полынский. - Реализация проекта мультимодального транспортного узла повысит инвестиционную привлекательность региона, увеличит налоговые поступления в бюджеты всех уровней, в регионе появятся дополнительные рабочие места, и увеличится уровень заработной платы. Мультипликационный эффект от развития ММТУ даст толчок росту экономики региона в целом».

Один из ключевых моментов для ММТУ - завершение строительства международного аэропорта "Омск-Федоровка", способного принимать все типы воздушных судов.

Строительство аэропорта было начато еще в 1983 году, в настоящий момент его сооружения устарели или вовсе пришли в негодность (в свое время объекты не были законсервированы), сам проект здания аэровокзала не соответствует современным требованиям. С 1994 года предпринималось несколько попыток продолжить строительство, но все они оказались неудачными, в первую очередь, из-за недостатка финансирования.

"В середине этого года были проведены переговоры с немецкой компанией "HOCHTIEF AirPort GmbH (HTA)", которая является признанным лидером в области проектирования, управления и финансирования строительства аэрокомплексов, - рассказал заместитель директора "Омск-Федоровка" Анатолий Шастин. - В частности, эта компания управляет аэропортами в таких городах, как Гамбург, Дюссельдорф, Афины, Сидней, в настоящий момент компания работает над проектом реконструкции аэропорта «Пулково» и заявила о том, что будет производить реконструкцию аэропорта «Рощино» и «Шереметьево-1».

Вопрос о целесообразности строительства «Омск-Федоровки» некоторое время назад остро стоял перед регионом. Аэропорт, функционирующий сегодня, находится в непосредственной близости от центра города, что негативно сказывается на уровне шумовых эффектов и экологической загрязненности, в опасной зоне (потенциальной зоне падения самолета) проживает сегодня более 200 тысяч человек. Как показывает практика, большинство международных аэропортов вынесено за пределы города (в мире только 7 аэропортов находятся в черте города). Расстояние от Омска до нового аэропорта - почти тридцать километров.

Кроме того, «Омск-Центральный» сдерживает развитие строительства – в городе действуют определенные ограничения по высоте. В частности, отметил Анатолий Шастин, некоторое время назад был отклонен проект строительства гостиницы, поскольку из-за этого объекта было бы затруднено движение самолетов, заходящих на посадку. «Часть других оппонентов говорит о том, что аэропорт такого уровня не нужен городу, в силу того омский аэропорт характеризует достаточно низкий пассажиро- и грузооборот. На самом деле сегодня омский аэропорт принимает и отправляет более 467 тысяч пассажиров в год. По данным Транспортной клиринговой палаты сегодня омский аэропорт находится на 26 месте в России», - отметил Анатолий Васильевич.

На сегодняшний день компания HOCHTIEF подтвердила целесообразность строительства аэропорта на существующей площадке. По первоначальным данным компания приступит к строительству уже в 2008 году, при этом предполагается закрыть существующий аэропорт после начала работы нового. «Общая сумма капитальных вложений оценивается в 5,5 миллиарда рублей. Эта сумма может корректироваться в процессе реализации проекта строительства", - отметил Анатолий Шастин.

Первоначальные расчеты компании HOCHTIEF AirPort показывают, что уже в первый год эксплуатации текущая рентабельность нового аэропорта составит 14,3%. «В целом проект сможет окупить себя в течение десяти лет, как правило, эта цифра составляет не менее пятнадцати лет. Окупаемость может значительно возрасти, если в Омске будет организован ММТУ. По расчетам экспертов, пассажиропоток будет прирастать на 6,8% в год, - рассказывает Анатолий Шастин. – На мой взгляд, это достаточно пессимистичный прогноз. Если мы наладим отношения с Китаем, то пассажиро- и грузопоток будут гораздо выше».

Главным препятствием реализации проекта строительства «Омск-Федоровки» сегодня выступает отсутствие решения вопроса собственности: в настоящий момент аэропорт находится в федеральной собственности, вопрос его перевода в собственность субъекта федерации должен быть решен в ближайшее время.

"Передача региону пакета акций ОАО "Омский аэропорт" позволит сосредоточить вопросы управления текущей аэропортовой деятельностью и строительства аэропорта в одних руках, сформировать прозрачную структуру собственности, что поможет решить вопросы привлечения инвестиций и ускорит ввод в эксплуатацию нового аэропорта", - отметил Анатолий Шастин.

Как только будет запущен проект нового аэропорта, «Омск-Центральный» будет закрыт, дальнейшая судьба использования его территорий пока не определена. Но уже известно, что доходы, которые будут поступать от коммерческого использования земельного участка существующего аэропорта (657 гектар), будут использоваться для финансирования строительства нового аэропорта.