Авиаперевозчикам не понравилось предложение "Кольцово" о создании запаса топлива

Руководство ОАО "Аэропорт Кольцово" (Екатеринбург) предложило свой вариант сдерживания цен на авиатопливо. Компания предлагает тур- и авиаоператорам аренду своих танкеров для формирования топливных резервов на продолжительный срок.
Тем самым клиенты аэропорта смогут застраховать себя от непредвиденного роста цен на керосин. Между тем предложение "Кольцово" может оказаться несвоевременным, так как по прогнозам аналитиков, цены на нефть и без того будут снижаться .
Как уже писал "Ъ", по мнению авиакомпаний, лидером по повышению цен на топливо среди российских аэропортов стал екатеринбургский аэропорт "Кольцово" (контролируется владельцами ЗАО "Ренова", в сферу влияния которых входит ТНК-BP — основной поставщик топлива екатеринбургского аэропорта — "Ъ"). С начала года он поднял цены на 85% (с 8,5 тыс. руб. за тонну до 15,7 тыс. руб. за тонну керосина), что выше общероссийских. Так, сейчас средняя стоимость керосина в Домодедово — $450, средняя стоимость по России — $550-570, в то время как "Кольцово" продает тонну керосина за $620. Это уже привело к снижению доходности авиакомпаний. Так, рентабельность полетов ФГУП "Пулково" через екатеринбургский аэропорт, по данным самой компании, по сравнению с 2003 годом упала на 25%. Более того, возникла реальная угроза резкого сокращения туристических перевозок. Примером этого стал недавний уход с рынка туроператора "Джаз Трэвел", который из-за снижения доходности чартерных перевозок свернул свою деятельность и работает сейчас как турагент.
За 9 месяцев 2004 года стоимость барреля нефти на мировых рынках выросла на 50% — с $30 за баррель в янва??е до $45 в ноябре. На 40% выросли цены на авиационное топливо, так как цены на авиакеросин и бензин коррелируют с мировыми ценами на нефть. Вслед за ними отпустили цены и аэропорты.
Вчера "Кольцово" предложило свой вариант решения проблемы. Как заявил "Ъ" первый заместитель генерального директора "Кольцово" Михаил Максимов, аэропорт готов предоставить бесплатно свои танкеры под хранение дополнительных объемов керосина, которые могли бы покрыть потребности авиакомпаний и туроператоров на требуемый срок. Предлагается следующая схема: пул потребителей ??еросина закупает необходимый им на ближайшие месяц или два объем топлива у "Кольцово" по фиксированной цене и хранит его в резервуарах аэропорта. "Таким образом, операторы страхуют себя от непредвиденного повышения топлива",— пояснил Михаил Максимов. Однако он сразу оговорился, что авиакомпаниям и туроператорам придется единовременно оплатить страховой резерв.
Акционеры "Кольцово" — компания "Ренова" — объясняют свое предложение желанием обезопасить свой бизнес от падения объемов авиаперевозок. "Можно, конечно, сегодня заработать на росте цен н а нефть, а завтра оказаться без пассажиров. Ведь нужно работать на перспективу", — отметил в беседе с корреспондентом "Ъ" региональный представитель департамента корпоративных отношений ЗАО "Ренова" Андрей Расторгуев.
Участники рынка прокомментировали предложение "Кольцово" сдержанно. "Вопрос серьезный, требует осмысления, причем на уровне совета директоров", — заявил "Ъ" начальник службы организации международных перевозок ОАО "Уральские авиалинии" Алексей Фомин. "Мы пока не планируем воспользоваться предложением "Кольцово" по ряду причин, котор??е я пока бы не хотел называть", — сказал глава представительства ФГУП "Пулково" Олег Ветров. Неофициально же авиаторы указывают ряд факторов, которые делают предложение "Кольцово" менее привлекательным. В их числе — единовременная оплата "фьючерсного" топлива, которая требует больших вложений, нехватка оборотных средств, что повлечет за собой кредиты в банках и, наконец, положительная тенденция на нефтяном рынке. По данным аналитиков нефтяного сектора, стоимость нефти будет снижаться. "Нынешней зимой цена на нефть марки Brent стабилизируется в районе $40 з?? баррель. Стоит ожидать, что цена авиационного топлива тоже стабилизируется или даже немного опустится",— рассказал "Ъ" аналитик ИК "Проспект" Дмитрий Мангилев.

Источник: газета "Коммерсантъ-Екатеринбург"