"Аэрофлот" ищет замену Ту-134

В четверг "Аэрофлот" прекратил прием заявок для участия в тендере на поставку 50 региональных самолетов.
С победителем будет заключен контракт, который эксперты оценивают в сумму более $1 млрд. В "Аэрофлоте" в четверг отказались назвать окончательный список соискателей. По данным "Известий", в него вошли конструкторские бюро "Антонова", "Сухого", "Туполева", а также бразильская компания Embraer и канадская фирма Bombardier.
Согласно оценкам Минпромэнерго, в 2006 году в России возникнет дефицит самолетов. Существующий авиапа рк способен летать еще 5-7 лет: 50% самолетов выработают свой ресурс к 2010 году, 83% - к 2015 году. Наиболее сложная ситуация с самолетами, которые выполняют рейсы на небольшие расстояния (1500-2300 км). Именно поэтому в конце июля "Аэрофлот" объявил конкурс среди производителей так называемых региональных машин. Согласно условиям тендера с 2005 по 2010 год компания закупит до 50 реактивных машин вместимостью от 70 до 100 мест. Под эти стандарты подходят самолеты компаний-разработчиков АНТК "Антонов" (Ан-148), ОКБ "Сухой" (RRJ 75/100), ОАО "Туполев" (Ту-334), бразильской компании Embraer (ERJ-170/1 75, ERJ-190/195) и канадской фирмы Bombardier (CRJ-700). Источник "Известий" в "Аэрофлоте" утверждает, что в конкурсе могут также принять участие самолеты Fokker 70/100, которые больше не выпускаются из-за банкротства компании (они сегодня представлены на вторичном рынке). Но с Fokker есть проблемы - эти машины пока еще не сертифицированы в России.
В "Аэрофлоте" отказываются комментировать возможный исход тендера. Вероятность победы Ту-334, цена которого колеблется от $16.5 до $18 млн., невысока. Этот самолет обладает самой тяжелой среди участников тендера взлетной массой (47.9 тонн), ��то значительно снижает его экономику. Вес других самолетов, представленных "Аэрофлоту, не превышает 40 тонн.
Совместный проект компаний "Сухой" и Boeing - RRJ также трудно назвать реальным. Пока этот самолет существует только на бумаге. "Аэрофлот" намерен подвести итоги тендера весной будущего года, а первый RRJ планировалось первоначально построить лишь в 2007 году. Однако тендер заставил российско-американский тандем поторопиться. На днях гендиректор ОКБ "Сухого" Михаил Погосян заявил, что производство первого образца самолета RRJ запланировано на начало 2 005 года. Однако этот оптимизм не имеет под собой веских оснований. По данным "Известий", проект RRJ застрял на этапе эскизных работ. Более того, не исключено, что эскизный проект поручат конструкторскому бюро имени Бериева, специализированному на строительстве не гражданских, а гидросамолетов. Собственных средств на конверсионный проект у "Сухого", который выпускает боевые истребители, нет. Получить же у правительства "гарантии остаточной стоимости самолета", которые требуют у "Сухого" иностранные инвесторы, пока не удается. Что касается Boeing, то американцы сразу заявили, что их участие в этом проекте ограничится лишь маркетинговыми исследованиями и продвижением самолета на мировой рынок. Цена RRJ колеблется в пределах от $23 млн. до $28 млн. (в зависимости от типа).
Реальным конкурентом от отечественного авиапрома может стать Ан-148. Его стоимость в зависимости от типа, комплектации оборудованием и объема заказа начинается от $18 млн. Новые западные машины стоят намного дороже даже без учета ввозных таможенных пошлин и НДС: CRJ-700 - $27.4 млн., ERJ-170 - $24.458 млн. Впрочем, генеральный директор лизинговой компании "Ильюши н Финанс Ко" (сопровождает сделку по Ан-148) Александр Рубцов считает основным конкурентом Ан-148 бразильские машины.