"Аэрофлот" удержался в госсобственности за счет "пролетных денег"

От неминуемой приватизации "Аэрофлот" спасли деньги иностранных авиакомпаний и импортные самолеты.
29 октября замминистра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов заявил журналистам, что правительство отказалось от приватизации госпакета акций АО "Аэрофлот - Российские авиалинии" в 2005 году. Как пояснили "Ъ" в МЭРТе, Герман Греф принял аргументы министра транспорта Игоря Левитина, по сведениям "Ъ", выступавшего против продажи из-за нерешенности вопроса с так называемыми пролетными деньгами - выплатами иностранных авиакомпаний за пролет над территорией России. Эти выплаты в $120-140 млн в год сейчас получает "Аэрофлот". Менеджмент "Аэрофлота" поддержал решение госсобственника из других соображений.
"Аэрофлот" - крупнейшая авиакомпания России. В 2003 году объем перевозок составил 5,8 млн пассажиров. Выручка - 48,5 млрд руб., чистая прибыль - 3,9 млрд руб. В парке "Аэрофлота" 89 лайнеров. Государству принадлежит 51,17% акций АО, около 30% подконтрольны Национальной резервной корпорации (НРК), управляющей небанковскими активами Национал��ного резервного банка (НРБ); еще 10% - у менеджмента компании.
Информация о возможной продаже "Аэрофлота" появилась 29 июля, когда правительство приступило к рассмотрению плана приватизации на 2005 год. Авиакомпания в основной предпродажный список не попала, однако чиновники МЭРТа пообещали окончательно определиться с приватизацией перевозчика к 1 октября. На прошлой неделе замминистра экономразвития и торговли Андрей Шаронов заявил, что ведомство готовит документы об исключении авиакомпании из перечня стратегических предприятий, приватизация кото рых невозможна без распоряжения президента РФ. Участники рынка расценили это как подготовку "Аэрофлота" к продаже.
Однако вчера информагентства со ссылкой на все того же замглавы МЭРТа сообщили, что приватизации компании в 2005 году не будет. "Такое решение мы приняли буквально вчера", - цитирует чиновника агентство РБК. В МЭРТе подтвердили эту информацию. По словам собеседника "Ъ", пожелавшего остаться неназванным, продажа госпакета "Аэрофлота" была темой интенсивных переговоров между главой МЭРТа Германом Грефом и министром транспорта Игорем Левит��ным. "В данный момент МЭРТ решил принять аргументацию Минтранса", - сообщил источник "Ъ", не исключив, впрочем, что позиция может измениться в течение следующего года. По сведениям "Ъ", главным аргументом Игоря Левитина была нерешенность проблемы с так называемыми пролетными деньгами. Сейчас в рамках межправительственных соглашений "Аэрофлот" выступает госагентом и ежегодно получает компенсационные выплаты от иностранных авиакомпаний за право пролета в воздушном пространстве России. По словам замгендиректора авиакомпании Сергея Харитонова, это около $120-140 млн в год. В Минтрансе считают, что на пересмотр более ста соглашений уйдет не менее двух лет и до этого приватизация "Аэрофлота" невозможна. Более того, в ведомстве нет единого мнения о том, как будут распределяться "пролетные деньги", когда их перестанет получать "Аэрофлот".
Менеджмент авиакомпании и представители НРК, с самого начала выступавшие против продажи госпакета "Аэрофлота", решением МЭРТа остались довольны. По их словам, есть и другие аргументы против приватизации. "Все нынешние финансовые и лизинговые договора компании на сумму около $1,5 млрд содержат оговорку, что могут быть расторгнуты в случае приватизации. У нас нет сомнения, что контрагенты могут воспользоваться своим правом. Это приведет компанию к преддефолтному состоянию ", - пояснил "Ъ" на условиях анонимности один из менеджеров компании. Замгендиректора НРК Леонид Душатин подтвердил "Ъ", что такая опасность существует.
По его словам, присутствие государства среди акционеров "Аэрофлота" необходимо еще и для реализации таких глобальных проектов, как консолидация государственных авиаперевозчиков на базе "Аэрофлота" (это ��редложение было недавно высказано менеджментом компании) и строительство в аэропорту Шереметьево терминала стоимостью $430 млн. В НРК также считают, что нынешняя стоимость госпакета - исходя из капитализации это $550-600 млн - пока еще недостаточно высока.
"Я не считаю, что проблема "пролетных средств" очень важна. Менеджмент "Аэрофлота" и так готовится жить без этих денег. А сами выплаты, как наследие прошлых лет, по просьбе мирового сообщества все равно будут со временем отменены", - говорит гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Глава же а налитического отдела ИК "Проспект" Наталья Одинцова вообще считает, что отмена приватизации "Аэрофлота" не пойдет компании на пользу. "В отсутствие частного инвестора компании будет сложно найти крупные финансовые средства на развитие, и на несколько лет можно поставить крест на строительстве Шереметьево-3 и реконструкции Шереметьево-2", - говорит она.

[Источник: газета "Коммерсантъ"]