UTair может стать государственной авиакомпанией

а администрации Ханты-Мансийского АО и Сургута - владельцами контрольного пакета акций
У авиакомпании UTair сменился крупный акционер, сообщили на этой неделе в пресс-службе компании. Московский Банк развития предпринимательства, получивший около года назад 21% акций компании под обеспечение кредита у структур, близких к ее акционеру Дмитрию Копьеву, вступил во владение ими после того, как истек срок оферты по кредиту. После этого банк продал 75% принадлежащих ему акций другой компании. Руководство банк а не разглашает имя покупателя, сообщая только, что акционером UTair стала организация, напрямую не связанная с авиаперевозками. По мнению экспертов, наиболее вероятным покупателем пакета акций компании является администрация Ханты-Мансийского автономного округа или города Сургута: получив дополнительный пакет, обе администрации вместе станут владельцами контрольного пакета акций UTair.
Авиакомпания UTair (бывшая «Тюменьавиатранс») является четвертой в России по объему перевозок, уступая только «Аэрофлоту», «Пулково» и «Сибири». В 2003 г. самолетами а��иакомпании было перевезено почти 1,6 млн пассажиров. Кроме того, UTair – крупнейший в мире эксплуатант вертолетной техники. Авиапарк компании насчитывает 301 воздушное судно, включая 184 вертолета. Крупнейшими акционерами UTair являются правительство Ханты-Мансийского автономного округа (25% акций) и администрация города Сургута (18,6% акций).
Генеральный директор Центрального инвестиционного агентства Дмитрий Копьев и близкие к нему структуры до последнего времени владели 21% акций авиакомпании UTair. Около года назад этот пакет акций был передан Банку разви тия предпринимательства в качестве обеспечения кредита, сумма которого не разглашается. Как сообщил RBC daily председатель правления банка Валерий Новиков, в конце 2003 г. срок оферты по кредиту истек и банк стал владельцем этого пакета. Начальник службы UTair по связям с общественностью и рекламе Игорь Блинов подтвердил RBC daily, что в конце 2003 г. произошли изменения в составе акционеров авиакомпании: из реестра вышло Центральное инвестиционное агентство, вместо него 21% акций компании стал владеть Банк развития предпринимательства. Источник RBC daily в Центральном и нвестиционном агентстве также сообщил RBC daily, что в настоящее время агентство владеет ничтожным пакетом акций авиакомпании – 220 тыс. штук, или около 0,04%.
По мнению аналитиков, выход Дмитрия Копьева из состава акционеров авиакомпании не связан с ее финансовым состоянием. «Думаю, что это личное инвестиционное решение г-на Копьева и это никак не связано с операционной деятельностью авиакомпании. У UTair действительно есть определенные проблемы: недостаток оборотных активов и устаревший парк самолетов. Для пополнения оборотных средств они вынуждены при бегать к дополнительным заимствованиям на рынке, ей также необходимо обновлять парк небольших самолетов, – сказал RBC daily аналитик инвестиционной компании «Проспект» Алексей Зайцев. – Но причины выхода г-на Копьева из состава акционеров другие. Насколько можно понять, Дмитрию Копьеву не удалось зацепиться за авиакомпанию, влезть в ее финансовые потоки. Кроме того, в связи со сложностями вокруг аудиторского заключения по итогам деятельности компании за 2002 г. у него осложнились отношения с менеджерами. Поэтому он мог принять решение вывести средства из ��виационного бизнеса и попробовать вложить их в какую-нибудь другую отрасль». Мнение о том, что г-н Копьев решил избавиться от авиационных активов, подтверждается и тем, что он начал переговоры о продаже принадлежащих ему 49,68% акций авиакомпании «Домодедовские авиалинии».
Стало известно, что Банк развития предпринимательства оставил себе только 25% из принадлежащего пакета акций. «Скорее всего, банк избавился от пакета акций UTair, поскольку для него это непрофильные активы, – сказал Алексей Зайцев. – Кроме того, это малоликвидные акции: последняя сде лка по ним прошла в декабре 2003 г. В целом это сомнительный для банка актив, вложения в эти акции просто затормаживают движение средств». Председатель правления банка Валерий Новиков подтвердил RBC daily это предположение, сказав, что у банка есть определенные нормативы и требования по ликвидности. По подсчетам Алексея Зайцева, рыночная цена пакета акций UTair в 21%, которым владел банк, – 9-10 млн долл. «С учетом того, что был продан большой пакет акций, можно ожидать, что премия составила 20-30%», – сообщил он. Таким образом, пакет, состоящий примерно из 15,75% акций авиа��омпании, мог быть продан за 7,5-10 млн долл.
Как говорит Валерий Новиков, компания, получившая пакет акций UTair, не связана напрямую с авиаперевозками. В самом банке RBC daily не удалось получить более подробную информацию о новом владельце авиакомпании: по словам г-на Новикова, «это неэтичный вопрос». Игорь Блинов также не смог сообщить детали этой сделки. Однако, по мнению Алексея Зайцева, наиболее вероятными покупателями пакета акций авиакомпании являются администрации Ханты-Мансийского автономного округа и города Сургута. «В настоящее время департаме нт госсобственности Ханты-Мансийского автономного округа и администрация Сургута вместе владеют 40-45% акций авиакомпании. Скорее всего, одна из них и приобрела акции UTair», – сказал он. Если пакет акций, принадлежащий банку, перешел к ним, то они вместе становятся владельцами контрольного пакета акций UTair.
РосБизнесКонсалтинг