Спасение - в альянсах

Зарубежные авиакомпании объединяются, российские пока об этом только говорят.
В авиационном бизнесе продолжаются интеграционные процессы, подстегнутые трагическими сентябрьскими событиями в США в 2001 году, когда отрасль оказалась на грани банкротства. Рост перевозок, осуществляемый членами авиаальянсов, за последние 4 года вырос в 2 раза и составляет 70% всех перевозок в мире. К 2005 году, прогнозируют эксперты, на долю неконсолидированных компаний будет приходиться всего 17% перевозок. Россия пока в стороне от интеграционных п��оцессов. Несмотря на заявления авиавластей о необходимости консолидации отрасли, в нашей стране так и не создано ни одного полноценного альянса.
Авиасоюзы не приживаются на российской земле. В первый альянс "Открытое небо", созданный в 2001 году, вошли четыре авиакомпании - "Домодедовские авиалинии" (ДАЛ), "Красноярские авиалинии" ("КрасЭйр"), "Авиаэкспресс-круиз" и Челябинское авиапредприятие. Четверка перевозила около 8.5% всех российских пассажиров, а общее число регулярных рейсов было сопоставимо с количеством рейсов "Аэрофлота". Однако совместная ж��знь продолжалась недолго. Один из инициаторов - ДАЛ в начале этого года заявил о своем выходе. "Возникло непонимание между руководством двух основных членов альянса - "КрасЭйр" и "ДАЛ", - уклончиво объяснили причину выхода в руководстве "Домодедовских авиалиний". ДАЛ заявил об инициативе создания нового альянса, куда пригласил войти "Энкор", "Ист Лайн" и "Саратовские авиалинии". Но это дело далекого будущего.
"У российских авиакомпаний нет стимула к консолидации внутри страны, - говорит генеральный директор "Аэрофлота" Валерий Окулов. - Пока у нас существ ует система квотирования рейсов, конкуренции не будет. Авиавласти говорят о необходимости консолидации отрасли, но реальных шагов пока не сделано".
Пассажирам сотрудничество авиакомпаний очень выгодно: если национальный перевозчик сам не может отправить его в отдаленный уголок мира, он передает клиента партнеру по альянсу. Кроме того, общая система подсчета накопительных скидок в альянсах позволяет пассажиру, налетав бонус на самолетах одной компании, использовать его потом и в другой.
Очень выгодны альянсы и для самих авиаперевозчиков: о��щая технологическая база, синхронизированные пассажиропотоки и взаимная поддержка позволяют им добиваться оптимальных результатов. Эксперты считают, что только членство в Star Alliance спасло Lufthansa от полного краха после кризиса в 2001 году.
Ни одна авиакомпания в мире не способна в одиночку создать общемировую сеть маршрутов. Не годится даже пример советского "Аэрофлота", несмотря на его очень обширную сеть. Глава "Аэрофлота" признает, что его компания уже не выдерживает конкуренции с крупнейшими мировыми альянсами. C этой оценкой согласен и замминистр�� транспорта Карл Руппель, заявивший вчера, что наши перевозчики не могут составить серьезной конкуренции западным авиакомпаниям. По словам Валерия Окулова, единственным выходом в этой ситуации будет вхождение в один из глобальных международных авиаальянсов.
В мире доминируют три крупных авиаальянса - Skyteam (тон задает Air France), Star Alliance (здесь доминирует Lufthansa) и OneWorld (первая скрипка - British Airways). Их самолетами летают до 70% пассажиров в мире. Четвертый альянс - Quliflier Group, в который входили 11 европейских перевозчиков, практически выбыл из этой гонки по причин е банкротства своих лидеров - SwissAir и Sabena. Швейцарская Swiss недавно заявила о своем вхождении в OneWorld.
Отчаянную борьбу за привлечение в свои ряды "Аэрофлота" ведут Skyteam и Star Alliance. Если вначале руководство этих альянсов ставило условия "Аэрофлоту" - наличие третьего терминала в "Шереметьеве", без которого россиян не ждали, - то теперь ситуация кардинально изменилась. Французы и немцы уже не заикаются о третьем терминале, а говорят лишь о выгодах, которые сулит "Аэрофлоту" вхождение в их альянс. Президент Air France Жан-Сириль Спинетта вообще заявил "Финансовым И��вестиям", что строительство "Шереметьева-3" никогда не являлось обязательным условием вступления "Аэрофлота" в Sky Team. "Аэрофлот" в свое время сам заявлял, что для удобства стыковок необходимо строительство нового терминала, - говорит президент Air France. - Не мое дело давать россиянам советы насчет строительства "Шереметьева-3". Ведь вполне может быть достаточно и модернизации "Шереметьева-2". Главное для нас - стыковки должны происходить быстро, просто и удобно".
Главное как для французов, так и для немцев - доступ к огромной маршрутной сети "Аэрофлота". Вале��ий Окулов прекрасно понимает свое преимущество и продолжает вести торговлю, выбивая себе лучшие условия вступления в альянс. Пару раз в СМИ сливалась информация из источников в Air France и Lufthansa о том, что российский авиафлагман принял принципиальное решение о вхождении именно в их альянс. Однако Валерий Окулов регулярно опровергает эту информацию, заявляя, что "Аэрофлот" продолжает думать над этим предложением.
Сегодня абсолютный лидер в мире по количеству прямых рейсов и пунктов назначения, объединенных в единую маршрутную сеть, - Star Alliance, образова��ный в 1997 году. Авиакомпании, входящие в Star Alliance, выполняют рейсы в 700 пунктов назначения, расположенных в 128 странах мира. По словам исполнительного директора Lufthansa Юргена Вебера, альянс намерен сохранить позиции лидера и планирует продолжать процесс консолидации. Планируется, что в этом году в альянс войдет польская авиакомпания LOT.
В Sky Team, образованный по инициативе Air France в 2000 году, входят AeroMexico, Korean Air и чешская CSA. Скорее всего ряды этого альянса пополнятся голландской KLM, которая недавно слилась с Air France. В конце сентября Air France согласилась выкупить акции голландской компании за 784 млн. евро. В результате объединения активов двух компаний на континенте может появиться новый лидер в сфере пассажирских авиаперевозок. Правда, British Airways, по словам ее руководителей, не намерена сдавать лидирующих позиций. Англичане реанимировали планы по слиянию со своим партнером по OneWorld - крупнейшей американской авиакомпанией American Airlines. "Проект будет реализован в случае, если европейские антимонопольные органы разрешат сделку по объединению активов Air France и KLM", - объявил пресс-секретарь British Airways Лео Ситон.
Вслед з а этим заявлением на рынке заговорили о присоединении к англо-американскому союзу национального испанского авиаперевозчика - Iberia Lineas Aereas de Espana. Глава British Airways Род Эддингтон объявил, что переговоры в Мадриде, на которых обсуждалась возможность будущего слияния, были назначены еще до того, как об объединении договорились KLM и Air France.
Участие россиян в создании международных альянсов пока ограничивается только "Аэрофлотом". Одно время ходили слухи о возможном вхождении в SkyTeam "Трансаэро". Но председатель совета директоров "Трансаэро" Александр Плешако в их опроверг, заявив, что на данном этапе компания не рассматривает этот вопрос.
[Источник: газета "Финансовые Известия"]