"Россия" на заработках

Президентский авиаотряд борется за простых пассажиров.
Как бы ни отрицали в Управлении делами президента тот факт, что собираются влить в свою структуру авиакомпанию "Пулково", в авиационных кругах вполне определенно говорят: переговоры на эту тему ведутся уже года полтора. Более того, инициатором этой идеи называют даже не управделами Владимира Кожина, а самого президента Путина. Видимо, исходя из его неравнодушия ко всему питерскому. Существуют даже некие технико-экономические обоснования того, насколько выгодно включе��ие "Пулково" в состав ГТК "Россия". К сожалению, конкретные цифры и выводы, там содержащиеся, пока скрыты от широкой общественности.
Между тем возникает вопрос, насколько в принципе законно использование самолетов государственной транспортной компании "Россия" для коммерческих перевозок. Напомним, что 10 лет назад ГТК создавалась на базе авиаотряда, обслуживающего высшую советскую номенклатуру. Цель компании была соответствующей - перевозить представителей российской власти во главе с президентом. Кстати, когда последний отправляется с полномасш��абным государственным визитом в заграничный вояж, в вылете могут участвовать до семи самолетов ГТК "Россия". Однако большая часть авиапарка "России" (он насчитывает около 40 самолетов и вертолетов - по этому показателю ГТК входит в пятерку ведущих в стране) обречена стоять на приколе. В результате об эффективности использования дорогостоящих машин говорить не приходится. Между прочим, их наземная стоянка вместе с обслуживанием влетает государству в копеечку. Ну а первоклассные летчики компании не имеют достаточного налета, чтобы поддерживать свой проф��ссиональный уровень.
Подобная проблема существовала для элитного авиаотряда еще в советские времена. Тогда "цэковские" пилоты, чтобы не потерять летную форму, садились за штурвалы обычных аэрофлотовских рейсов. Ныне пошли другим путем: четыре года назад правительство издало специальное постановление, разрешающее ГТК "Россия" совершать коммерческие рейсы. Для этого "президентская" авиакомпания, как и остальные 300, работающие в России, получает лицензии на право обслуживания тех или иных направлений. За границу коммерческие рейсы компания не делае т, обслуживает внутрироссийские направления: Калининград, Санкт-Петербург, Сочи...
Что ж, с точки зрения экономики, возможно, это и правильно: мы не настолько богатая страна, чтобы позволять себе роскошь держать дорогостоящую авиационную технику ради нескольких рейсов в год. Но при этом совершенно не понятно, зачем Управлению делами президента понадобилось присоединение "Пулково" с дальними планами по "захвату" "Кавминводыавиа" и "Дальавиа". Единственное, что роднит эти авиакомпании, - форма их организации: они все являются ГУПами - государственными у��итарными предприятиями. Конечно, различные формы их объединения можно рассматривать как снижение нагрузки на бюджет - ведь ГУПы "кормятся" именно оттуда. Однако мы ведь уже не в начале 90-х живем и знаем, что изменение формы собственности должно происходить не по праву сильного, а в результате открытого конкурса. Может, тогда выяснится, что, к примеру, "Дальавиа" выгоднее присоединяться не к "России", а к авиакомпании "Сибирь".
Не меньшую настороженность специалистов вызывают планы ГТК "Россия" пробить себе некие особые условия на рынке авиаперевозок. У��е сейчас компания умело "конвертирует" свою "гуповскую" форму организации, за счет бюджетных дотаций поддерживая относительно низкие цены на билеты. Кроме того, говорят, пользуясь именем президента и влиянием управделами Кожина, компания без особого труда получает лицензии на обслуживание тех направлений, которые захочет. Конкурентам остается только облизываться. Но в случае осуществления своих "захватнических" планов ГТК уже будет претендовать на некий особый статус "национального перевозчика", который позволит ей "взмахнуть крылами" на заграничных направлениях и заткнуть за пояс даже мощный "Аэрофлот".
Специалисты говорят, что без ГУПов российской авиации еще долго не обойтись: размеры нашей страны и особенности ее географического положения таковы, что ряд рейсов обречены быть "социальными" и убыточными. Очевидно и то, что воздушная перевозка первых лиц страны - не дело коммерческих фирм. Однако все это не дает повода Управлению делами - структуре, призванной обслуживать исключительно интересы президента, - наращивать свою коммерческую активность и затевать грандиозные бизнес-проекты. Даже ��ысоко над землей.
[Источник: газета "Московские Новости"]