"Сибирь" теснит конкурентов

Авиакомпания "Сибирь", недавно пришедшая в Нижний, уже перетянула более половины пассажиропотока на направлении Нижний Новгород - Москва.
В результате с рынка уходит второй по величине игрок на этом направлении - "Аэрофлот-Дон", что может облегчить задачу "Сибири" захватить весь рынок.
Новосибирская авиакомпания "Сибирь" начала работать в Нижнем Новгороде в июне 2003 г.
По данным коммерческой службы аэропорта Нижний Новгород, за летний период текущего года в Москву и обратно слетало 22 683 человека, что на 63% больше, ��ем в 2002 г. Авиакомпания "Сибирь" перевезла 53% пассажиров, "Аэрофлот-Дон" - 19%, "Волга-Днепр" - 12%, "Новгород-Авиа" - 8% и "Волга-Авиа" - 7%. Всего на нижегородском рынке работает 18 авиакомпаний.
Как сообщил "Ведомостям" источник в международном аэропорту Нижний Новгород, 30 сентября авиакомпания "Аэрофлот-Дон", дочерняя структура ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии", прекращает работу в городе. По словам источника, компания не выдержала конкуренции с низкими тарифами "Сибири" - если билет на рейс "Аэрофлота" (Ту-134) стоил 2400 руб., то "Сибирь" (Ту-154) предлагала места в с��молет по 300, 600, 1200 и 2500 руб.
Представитель компании "Аэрофлот-Дон" подтвердил, что они перестанут обслуживать рейс Нижний - Москва - Нижний, но связывает это не с возросшей конкуренцией. "Для нас эта линия не была успешной еще до прихода "Сибири", - заверил представитель компании.
В нижегородском аэропорту не исключают, что следующими претендентами "на вылет" могут стать еще две авиакомпании: ФГУП "Новгород-Авиа" и ульяновская "Волга-Днепр".
В авиакомпании "Волга-Днепр" опровергли утверждение о возможном уходе из нижегородского аэропорта. "Мы исп��льзуем небольшой самолет Як-40 и 20 - 30 пассажиров найдем всегда, - уверен представитель компании. - Кроме того, "Сибирь" вылетает в Москву утром, а мы предлагаем вечерний рейс". Свои дальнейшие действия в "Волге-Днепр" сформулировать затрудняются, но снижать тарифы не планируют.
В отличие от ульяновских перевозчиков ФГУП "Новгород-Авиа" с 22 сентября пошла на снижение стоимости билетов. Теперь самый дешевый билет будет стоить 900 руб. Правда, по такой цене будет продаваться всего два места на рейс. "Новгород-Авиа" летает не только в Москву, поэтому мы сможем у держать свои позиции на рынке", - считают в нижегородском представительстве авиакомпании.
Все участники рынка сходятся во мнении, что своими тарифами "Сибирь" вынуждает остальные авиакомпании уйти с рынка. "По нашим прикидкам, за летний период "Сибирь" потеряла на сверхнизких перевозках 1-1,5 млн руб. , - говорят в "Волге-Днепр". - Но компания окупает убытки другими рейсами из Сибири". Конкуренты предсказывают, что "Сибирь", став монополистом, обязательно повысит цены, чтобы возместить понесенные убытки.
По словам руководителя отдела по связям с общес��венностью авиакомпании "Сибирь" Игоря Волкова, пока компания действительно несет убытки, так как перевозит примерно 95 - 100 пассажиров за рейс (в июне пассажиропоток составлял 50 - 55 человек за рейс). Но назвать сумму убытков и способы их покрытия менеджер отказался.
В компании надеются на увеличение количества пассажиров за счет ухода с рынка других игроков.
По данным "Сибири", из 100 проданных билетов на сверхдешевые приходится примерно треть. В среднем на рейс продается 15 билетов по 300 руб., 15 - по 600 руб., остальные - по 900 - 1200 руб. При этом билеты по 300 - 900 руб. продаются только в кассе аэропорта. Более дорогие могут быть забронированы заранее.
В Нижегородское ТУ МАП РФ жалоб от конкурентов на деятельность авиакомпании "Сибирь" не поступало. Но, как сообщил "Ведомостям" начальник отдела НТУ МАП Игорь Девятайкин, антимонопольные органы планируют сами провести проверку деятельности "Сибири", чтобы выяснить, не нарушают ли низкие тарифы антимонопольного законодательства.
А между тем "Сибирь" продолжает снижать тарифы. Сегодня появится второй рейс в Москву - вечерний. Планируется, что самые дешевы�� билеты на этом рейсе в течение первых двух месяцев будут стоить 200 руб.
Опытным путем: Политику дешевых билетов пытались проводить несколько авиакомпаний. Например, компания "Внуковские авиалинии", которая впоследствии слилась с "Сибирью". В 1996 г. из Москвы в Самару и обратно можно было слетать за 350 руб. при базовом тарифе авиакомпании "Самара" 1200 - 1500 руб. Через год после начала акция была прекращена, и тарифы сравнялись со средними на данном направлении.
В июле 2002 г. Государственная транспортная компания (ГТК) "Россия" начала продавать билеты на р ейс Москва - Петербург всего за 1000 руб. - при том, что средняя цена авиабилета у других компаний на этом маршруте равнялась 1700 - 2000 руб. в один конец. Рейсы осуществлялись на самолетах Як-40. Предложение действовало лишь три дня в неделю - во вторник, среду и четверг (в остальные дни цены ГТК были сопоставимы с расценками основных конкурентов). В настоящее время "Россия" отказалась от подобного маркетингового хода.
[Источник: газета "Ведомости"]