“Сибирь” строит собственный ТЗК

Как стало известно "КС", авиакомпания "Сибирь" уже в течение месяца строит ускоренными темпами собственное хранилище горюче-смазочных материалов.
Причиной для спешных инвестиций стали новые правила работы с авиакомпаниями, которые будут введены после передачи имущества топливо-заправочного комплекса аэропорта Толмачево в управление ЗАО "Аэропорт-Сервис" (находящегося под контролем НК "Сибнефть").
В первом полугодии 2003 года "Сибирь" выполнила из аэропорта Толмачево 1,2 тыс. рейсов (рост по сравнению с первым п олугодием 2002 года на 8%). Было перевезено 148,2 тыс. пассажиров (рост 20%) и 1,2 тыс. тонн груза (рост 2%). Доля "Сибири" в пассажирских отправках через базовый аэропорт составила 57,8% (по итогам 2002 года она была равна 56,7%), доля "Сибири" в грузовых отправках - 38,7%, в приеме груза - 58,8%.
Как сообщили в пресс-службе аэропорта, сейчас идет процесс передачи имущества ТЗК в собственность "Сибнефти". Напомним, что еще в 1999 году аэропорт и "Сибнефть" создали ЗАО "Аэропорт-Сервис". В качестве своего вклада (50% минус одна акция) Толмачево внесло топливно-заправочный комплекс, котор ый обеспечивает около 40% доходов аэропорта. "Сибнефть" стала владельцем 50% плюс одна акция ЗАО. С 2000 года авиаторы пытались оспорить в суде решение о создании "Аэропорт-Сервиса", а "Сибнефть", в свою очередь, требовала передать имущество ТЗК в собственность ЗАО "Аэропорт-Сервис". Суд поддержал требования нефтяников.
Как рассказал "КС" первый заместитель генерального директора аэропорта Толмачево по финансам, экономике и коммерческой деятельности Алексей Чертенков, с приходом в этом году новых менеджеров аэропорт намерен исполнить решение суда. По сло вам Алексея Чертенкова, "если бы аэропорт и дальше упорствовал в конфликте с "Сибнефтью", то НК могла бы потребовать от нас возмещения неполученной прибыли ЗАО "Аэропорт-Сервис" в течение всего времени его существования".
"Создание "Аэропорт-Сервиса" было ошибкой прежнего менеджмента аэропорта, - говорит господин Чертенков, - но в любом случае с "Сибнефтью" нам выгоднее сотрудничать, а не конфликтовать". По его словам, передача имущества ТЗК "Сибнефти" позволит аэропорту обеспечить основной объем заправок: "Сейчас готовится соглашение с "Сибнефтью", по к оторому Толмачево сможет почти в два раза увеличить прибыль от использования имущества ТЗК и прямых продаж ГСМ. Практика, когда ТЗК аэропорта управляется нефтяной компанией, достаточно распространена".
В компании "Сибнефть" также оптимистично оценивают дальнейшую работу с аэропортом. По словам пресс-секретаря "Сибнефти" Алексея Фирсова, представители аэропорта Толмачево как держатели акций "Аэропорт-Сервиса" будут на ближайшем собрании акционеров введены в совет директоров ЗАО.
Сегодня Толмачево реализует через ТЗК лишь 20% от общего объема ГСМ, поставляемого авиакомпаниям, часть ГСМ авиакомпании закупают сами. И, по информации "КС", они не спешат играть по новым правилам. В первую очередь это касается авиакомпании "Сибирь". Сейчас компания, закупая авиатопливо у ЛУКОЙЛа и ЮКОСАа, хранит его в емкостях ТЗК аэропорта Толмачево, то есть ЗАО "Аэропорт-Сервис". По информации "КС", ежемесячное обслуживание "Сибири" в Толмачево составляет около 2,5 млн руб. (до 25% годового дохода аэропорта составляют платежи "Сибири").
Как стало известно "КС", после передачи имущества ТЗК "Сибнефти" авиакомпании не см огут хранить свое топливо в емкостях ТЗК "Аэропорт-Сервиса".
Как стало известно "КС", авиакомпания "Сибирь" в связи с этими событиями решила ускорить строительство собственного хранилища ГСМ, к которому приступила примерно месяц назад.
По словам пресс-секретаря "Сибири" Евгения Филянина, для этих целей авиакомпанией взят в долгосрочную аренду земельный участок на территории аэропорта Толмачево. Наличие склада ГСМ позволит авиакомпании самостоятельно закупать авиатопливо у нефтяных компаний и договариваться с ними о цене, а значит, устанавлив ать более гибкие схемы тарифов на авиабилеты. Как сообщили в авиакомпании, предполагается, что за три-пять лет "Сибирь" сможет окупить все затраты на строительство. Кроме того, авиакомпания откажется от услуг "Аэропорт-Сервиса" и значительно сократит свои расходы. В пресс-службе "Сибири" отметили: "Авиакомпания как независимый игрок на рынке имеет право выбирать, чьими услугами воспользоваться".
У "Сибири" уже есть свой склад ГСМ - в московском аэропорту Домодедово она арендует емкости для хранения авиатоплива. Евгений Филянин отмечает: "Такая схема х��рактерна для крупных авиаперевозчиков с большими объемами работы. Тем более что есть указание ГСГА о том, что наличие второго ТЗК в аэропортах такого класса, как Толмачево, обязательно. Кроме того, отсутствие монополии на ГСМ делает аэропорт привлекательнее для авиакомпаний".
В компании "Сибнефть" как-либо прокомментировать ситуацию с "Сибирью" отказались.
В Толмачево не скрывают, что планы "Сибири" негативно скажутся на доходах аэропорта. Алексей Чертенков говорит: "Лишившись части доходов от продажи авиакеросина, аэропорт будет вынужден воз��естить ущерб - например, увеличив тарифы за взлеты-посадки самолетов. Вообще, вопрос о создании "Сибирью" собственного хранилища ГСМ спорный, так как земля под строительство склада по договору аренды предназначена под строительство ангара для самолетов. Конечно, эта проблема разрешима, но пока законных оснований у авиакомпании на создание своего склада нет".
Между тем, по словам Евгения Филянина, договор на аренду земли между "Сибирью" и аэропортом Толмачево включает в себя и пункт, разрешающий строительство хранилища ГСМ.
Строительство склад�� ГСМ может послужить очередным поводом для конфликтов между авиакомпанией и аэропортом, так как строительство второго ТЗК в Толмачево нарушит монополию "Аэропорт-Сервиса". Не исключено, что собственное хранилище ГСМ "Сибирь" впоследствии сможет предоставлять и другим авиакомпаниям. Однако в самой "Сибири" эту информацию пока не комментируют.
[Источник: газета "Континент Сибирь"]