"Аэрофлот" планирует приобрести 75% сербской JAT Airways

Компания "Аэрофлот - Российские авиалинии" и сербская JAT Airways на прошлой неделе пришли к полному взаимопониманию, что и отразилось в подписанном в Сочи соответствующем меморандуме. Документ гласит, что «Аэрофлот" выражает заинтересованность в участии в приватизационных процессах компании JAT с целью превращения ее в эффективного транснационального балканского перевозчика». Сербская авиакомпания приветствует заинтересованность «Аэрофлота» и намерена строить с ним свои отношения на принципах взаимной выгоды.
По итогам 2005 года авиакомпания JAT Airways получила 3,6 млрд динаров чистого убытка (100 сербских динаров равны $1,67). Авиапарк перевозчика состоит из 17 самолетов. Это Boeing 737 и ATR-72. Минимальный возраст воздушных судов - 17 лет. Компания выполняет рейсы в 38 городов, в том числе практически по всей Европе, а также в Израиль, Тунис, Египет, Сирию и Россию (Москва, аэропорт Шереметьево).
Меморандум подписали первый заместитель генерального директора «Аэрофлота» Александр Канищев, генеральный директор JAT Небойша Старцевич и министр капитальных инвестиций Республики Сербия Велимир Илич. Документ предусматривает создание двусторонней рабочей комиссии, которая займется изучением вопросов приватизации и условий участия в этом процессе «Аэрофлота».
Одновременно в Сочи было подписано совместное заявление Министерства транспорта РФ и министерства капитальных инвестиций Сербии о развитии сотрудничества в области транспорта и транспортной индустрии двух стран. В заявлении, в частности, подчеркивается, что стороны договорились «оказывать содействие российским и сербским компаниям в установлении контактов с целью реализации совместных проектов в области транспорта». Для этого министерства решили создать специальный российско-сербский союз по сотрудничеству, который будет собираться раз в полгода. Первое заседание пройдет в третьем квартале этого года.
Таким образом, в Сочи на правительственном уровне подготовлена почва для выхода «Аэрофлота» на сербский рынок. Вероятно, на первом заседании совета вопросы приватизации будут обсуждаться предельно предметно. К этому времени правительство Сербии уже составит план приватизации национального авиаперевозчика, а «Аэрофлот» окончательно сформулирует свои условия.
Впрочем, некоторые детали предстоящей сделки известны уже сейчас. Как сообщил журналистам источник, близкий к переговорам, "Аэрофлот" рассчитывает получить максимально возможный пакет акций сербского перевозчика - 75%. О стоимости такого пакета говорить пока рано, однако аналитики считают, что она будет невысока. Достаточно того, что «Аэрофлоту» придется погасить $197 млн долга JAT и вложить как минимум $100 млн в модернизацию авиапарка перевозчика.
Как заявил в Сочи Александр Канищев, средства в первую очередь предполагается вложить в обновление ближнемагистрального парка (судя по всему, это будут лайнеры SuperJet 100 производства ЗАО "Гражданские самолеты Сухого"). «$30-50 млн необходимы на другие нужды», - добавил он. Заместитель гендиректора «Аэрофлота» отметил также, что на Балканах не существует аэропорта-хаба, и эту ошибку можно будет исправить при помощи строительства крупного транспортного узла на базе белградского аэропорта. Сейчас ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" ведет переговоры о приобретении этого аэропорта. Об этом рассказал корреспонденту "Газеты" источник, знакомый с ходом переговоров. Никаких подробностей готовящейся сделки он не сообщил.
Помимо JAT Airways на международном авиарынке «Аэрофлот» интересует 39,9-процентный пакет итальянской Alitalia. На его приобретение авиакомпания намерена взять кредит в размере 900 млн евро. Вместе с расходами на покупку сербского перевозчика европейская экспансия может обойтись «Аэрофлоту» примерно в $1,5 млрд. Эксперты считают такие траты вполне разумными: выход на европейский рынок, по их мнению, того стоит. Впрочем, по словам одного из чиновников транспортного ведомства, приобретение Alitalia для "Аэрофлота" - привлекательный, но не первоочередной проект.
Кстати, в случае покупки пакета итальянской авиакомпании "Аэрофлот" обещает и ее оснастить лайнерами SuperJet. Складывается впечатление, что, подписавшись по идеологическим причинам на покупку этих самолетов, компания испытывает трудности - как использовать эту модель внутри страны. О том, что SuperJet по своим характеристикам может найти только ограниченное применение в России, рассказал корреспонденту "Газеты" замдиректора авиакомпании S7 по связям с общественностью Игорь Волков. По его словам, самолет "Сухого" совершенно не ложится на сетку рейсов S7, именно по этой причине компания не планирует его закупку. "Тем более что у нас был неудачный опыт эксплуатации отечественной авиатехники - Ту-204", - добавляет Волков. S7 делает ставку на технику иностранного производства, что авиакомпания очередной раз доказала, подписав контракт с Boeing на поставку 15 дальнемагистральных самолетов Dreamliner на сумму $2,4 млрд.