Корпорация "Сухой" рассчитывает на государственную поддержку проекта RRJ

Корпорация "Сухой" ожидает правительственных решений по государственной поддержке программы создания российского регионального самолета RRJ.
Об этом на пресс-туре, посвященном завершению четвертого этапа программы, заявил генеральный директор АХК "Сухой" Михаил Погосян.
По его словам, подписанный в ходе 12-й сессии российско-французского Совета по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам меморандум о совместной разработке регионального самол??та, можно считать соответствующей реакцией на решение совета директоров компании "Гражданские самолеты "Сухого" ("ГСС") о завершении четвертого этапа программы RRJ и готовности к запуску в производство опытных образцов самолета. Меморандум предполагает, считает Погосян, "принятие на уровне двух правительств мер по поддержке, в том числе финансовой, проекта в рамках мировых стандартов". Успешная реализация программ в области авиации, по его мнению, невозможна без государственной поддержки, о чем свидетельствует опыт всех мировых лидеров авиастроения.
"Мы ожидаем не государственных инвестиций в проект, а лишь займов на возвратной основе", - подчеркнул руководитель корпорации "Сухой".
По его словам, решение о завершении очередного этапа и полномасштабному запуску программы RRJ принял 28 октября технический совет с участием представителей компании "Боинг" и поставщиков основных систем самолета и утвердил 13 ноября совет директоров ОАО "Гражданские самолеты "Сухого".
Как отметил М.Погосян, в ходе так называемого четвертого этапа программы реализован целый комплекс важнейших мер. В частности, в этот период завершена объемная компоновка самолета, включающая полное определение конфигурации всех основных систем и их интеграцию в планер, а также разработан эскизный проект по базовой 95-местной машине.
На этом же этапе определены основные поставщики материалов и оборудования. В настоящее время компания "ГСС" проводит работу по заключению договоров с белокалитвинским (БКМПО), саратовским (СМЗ) и верхне-салдинским (ВСМПО) металлургическими предприятиями, и с рядом поставщиков оборудования.
По словам М.Погосяна, новейшие технологии, внедр яемые в рамках программы RRJ, предусматривают глобальное перевооружение серийных заводов, обеспечивающее освоение новых технологических процессов и, в частности, бесстапельную сборку. При этом существенно сокращаются трудоемкость и сроки выпуска изделий за счет точности изготовления деталей и исключения операций по их подгонке. При разработке конструкции планера и компоновки RRJ эти показатели сократились более чем на 30% по сравнению с традиционными российскими методами в авиастроении.
В ходе четвертого этапа программы обеспечено также эконом??ческое требование по разработке конструкции самолета под заданную стоимость. Для его реализации принципиально важным элементом, по мнению Погосяна, является контроль стоимости на всех этапах разработки и производства самолета.
Еще один принцип, обеспеченный в этот период - параллельное проектирование. По словам гендиректора АХК "Сухой", на сегодняшний день уровень технологической подготовки производства, и в частности, внедренные в процесс производства компьютерные технологии фактически позволили "запараллелить" процессы проектирования, раз работки и производства, что тоже сокращает трудоемкость и сроки создания опытных образцов.
К настоящему моменту также окончательно сформированы технические требования ко всем основным системам самолета и начинается оформление заключительных договоров с их поставщиками. Как заявил Погосян, соблюдение в программе RRJ принципа кооперации российских фирм с мировыми лидерами при создании самолетных систем является залогом ее успеха. По его словам, авионику для RRJ будет поставлять фирма "Талес", систему управления - "Либхер" и "Восход", систему кондици??нирования - "Либхер" и "Теплообменник", шасси - "Мессье Даути" и "Авиаагрегат", топливную систему - "Интертекник", гидросисмтему - "Паркер" совместно с фирмой "Сухой", вспомогательную силовую установку - "Ханиуэлл" и НПО "Салют", электронику - "Гамильтон сандстренд", интерьер - "B/E аэроспейс", противопожарную систему - "Отроникс" и др.
В числе других важных критериев, подтверждающих успешное завершение четвертого этапа работ, Погосян назвал обеспеченность твердыми заказами. На авиасалоне Фарнборо-2004 "Сухой" и авиакомпания "Сибирь подписали соглашение на поста??ку 50 региональных самолетов в 95-ментном варианте. А сейчас, по словам главы "Сухого", компания ведет переговоры с "ЮТэйр" и "Пулковскими авиалиниями, а также участвует в тендере "Аэрофлота".
В рамках программы RRJ также начаты подготовительные работы по сертификации самолета и создан план обеспечения послепродажного обслуживания. 29 сентября проведена презентация RRJ в Европейской комиссии по сертификации EASA, а также поданы заявка в Авиарегистр МАК, который уже дал положительное заключение по макету RRJ. По словам Погосяна, параллельная сертификация по российским и европейским нормам является важным принципом реализации программы, поскольку самолет ориентирован в том числе и на международный рынок.
Комплекс мер, осуществленный в ходе четвертого этапа программы RRJ, позволил констатировать ее готовность к началу полномасштабного запуска и постройке опытных образцов, отметил Погосян.
Программа RRJ реализуется по новой для российских авиастроителей "гейтовой" схеме, предложенной компанией "Боинг". В рамках этой схемы вся работа делится на восемь этапов, выполнение которых обеспечивает прохо??дение очередных "ворот" или "гейтов".