Поперхнулись "сушками"...

В начале этого года "Красная звезда" сообщала о том, как на совместном авиационном учении индийские летчики на истребителях российского производства "пощипали перья" американским асам на хваленых F-15С. И вот на днях поставлены под сомнение возможности другого, не менее разрекламированного самолета.
В индийском поднебесье теперь уже легкие истребители F-16C "поперхнулись" российскими "сушками".
Информационное агентство The Times of India сообщило о победах самолетов Су-30МКИ военно-воздушных сил Индии над F-16C ВВС Сингапура на учениях Sindex-Ankush, которые прошли в небе над военно-воздушной базой Гвалиор (Gwalior). Двухстороннее учение продолжалось две недели. Учебные воздушные бои начинались с одиночных поединков истребителей, впоследствии в бой вводилось по одному самолету с каждой стороны. В итоге в схватках участвовали до 10 самолетов. По заявлению зарубежных специалистов, тяжелые истребители российского производства показали отличные результаты в учебных боях, в том числе по маневренности, авионике и системам вооружения.
Если зимой против тяжелых F-15 в первом эшелоне усп ешно действовали легкие "МиГи", то на этот раз легким F-16С противостояли тяжелые Су-30МКИ. Этот момент принципиальный. Дело в том, что до последнего времени теория воздушного боя на дальних дистанциях отдавала предпочтение тяжелым авиационным комплексам, обладающим сильным вооружением, а на ближних - легким за счет их маневренных возможностей. И вот теория, что называется, столкнулась с практикой реальных учебных боев. Невзирая на "весовые категории", российская техника взяла верх в воздушных схватках.
Последние десятилетия американские военные мног о говорили о могуществе своей авиационной техники, при этом постоянно избегали демонстрационных учебных воздушных боев с российскими летчиками и авиатехникой российского производства. Это касается в первую очередь различных авиакосмических салонов и выставок, на которых такая возможность не раз предоставлялась. Причем наша сторона выступала инициатором подобных состязаний, полагая, что именно они призваны в конечном счете реально показать, кто на что способен. Одно дело - рекламный буклет, выполненный в цветах и красках, другое - вот он, поединок, на глазах тысяч зрителей и независимых авиационных специалистов, которые объективно оценят увиденное.
Впрочем, заокеанская реклама завораживающе действовала не только на американских налогоплательщиков и потенциальных покупателей. Чего греха таить, даже некоторые российские политики, постоянно твердившие об авиационном отставании России, считали путь модернизации, выбранный военным руководством, ошибочным. Мол, вон, на Западе, чуть ли не на 5-м поколении летают, а мы - на самолетах, разработанных еще 20 лет назад... Доводы отечественных авиаконструк��оров и производителей техники о том, что модернизационный запас истребителей марок "МиГ" и "Су" позволяет им соперничать с западными аналогами на равных, а то и превосходить их, в расчет не брался. Как видно, зря. А ведь даже диапазон температур наружного воздуха, в котором работают наши комплексы, - от -60 до +60 градусов по Цельсию - остается недостижимым для нежной иностранной техники. Теперь в долгом споре о преимуществах американских и российских истребителей, думается, поставлена точка. Наша техника лучше!
Дело не только в патриотизме, который, как м�� знаем, может быть и квасным. Наши конструкторы смогли предложить такие решения, о которых заокеанские и мечтать не могли. Взять хотя бы установленные на Су-30МКИ уникальные двигатели АЛ-31ФП, которые за счет "дифференциального отклонения осесимметричных сопел, оси поворота которых расположены под углом друг к другу, позволяют управлять вектором тяги по тангажу и рысканью". Каково?! Если это перевести на "обычный" язык - российский тяжелый истребитель обладает непревзойденными маневренными возможностями. F-15, как говорится, отдыхает. При этом наши движки н�� 3.730 кгс мощнее штатовских, что дает истребителю большую тяговооруженность. Видно, "Кобру Пугачева" и "Колокол" следует отнести не столько к эффектным пилотажным фигурам, сколько к возможностям боевого маневрирования. А ведь это слагаемые победы в маневренном воздушном бою.
Впрочем, российские конструкторы превзошли своих западных коллег не только в этом. Не уступает западным аналогам и российское оружие. Например, ракета средней дальности типа РВВ-АЕ четвертого поколения, разработанная для истребителей и вертолетов нового поколения не только да��т им превосходство в воздухе над противником, но и позволяет уничтожать в полете крылатые ракеты. В РВВ-АЕ используется активная радиолокационная головка самонаведения, которая не требует подсвета цели станцией носителя. У летчика появилась возможность выходить из атаки сразу же после пуска ракеты по принципу "пустил и забыл". Ракета РВВ-АЕ поражает цели на высотах от 25 м до 25 км со скоростью до 3.600 км/ч и маневрирующие с перегрузкой 12 единиц. При этом максимальная дальность стрельбы в передней полусфере составляет 80 км. Система управления ракеты обеспе��ивает многоканальность наведения, позволяет производить траекторный захват целей и перенацеливание ее в полете. Аппаратура дает возможность перенастраивать параметры системы наведения ракеты в процессе ее полета с учетом искусственных и естественных помех. Словом, ракета РВВ-АЕ стала качественным скачком в развитии отечественного и, пожалуй, всего мирового авиационного ракетостроения.
Теперь о том, что делает авиационную технику "умной и сообразительной", - об авионике. Она на отечественных авиационных комплексах также не уступает зарубежным аналогам и превосходит их по некоторым параметрам.
Недавно, например, были достигнуты рекордные точности боевого применения оружия на бомбардировщике среднего класса Су-34. Точность бомбометания проверяли в горных условиях, и с первых заходов наземные мишени были уничтожены, и уже следующие бомбометания делали по воронкам от первых попаданий. Такая точность, в 5—6 раз превышающая нормативы, достигнута без спутниковой навигации "обычными" КАБами навигационным способом и оптическими прицельными средствами.
После учебных воздушных боев в инди��ском небе наши ведущие авиационные фирмы получили сильный козырь, который нельзя не использовать. Рынок вооружения по прибыльности и обороту вложенных средств в сравнении с гражданским авиарынком для России конечно же более привлекательный. Главное, чтобы наши ведущие фирмы-производители в этой области нашли общий язык, не конкурировали между собой в ущерб государственным интересам.

Источник: [газета "Красная звезда"]