EADS идет в Россию

Европейская аэрокосмическая и оборонная корпорация (EADS) рассчитывает купить 10% акций авиастроительной корпорации "Иркут". Но сначала EADS решила заручиться поддержкой российского правительства и направила письмо премьеру Михаилу Фрадкову с просьбой одобрить эту сделку.
Корпорация "Иркут" создана на базе Иркутского авиапромышленного объединения и ряда исследовательских и конструкторских фирм. Выручка "Иркута" за 2003 г. по МСФО составила $522 млн, тогда как в 2002 г. этот показатель по стандартам US GAAP составил $528 млн, чистая прибыль - $2 мл н против $7,8 млн чистых убытков в прошлом году (по US GAAP). Основная продукция "Иркута" - самолеты Су-30МК.
EADS - один из крупнейших авиационно-космических и оборонных концернов в мире, занимается производством гражданской авиатехники (Airbus), вертолетов (Eurocopter), военно-транспортной и космической авиатехники. В 2003 г. его оборот составил 30, 1 млрд евро.
В марте президент EADS Райнер Гертрих объявил о намерении концерна получить долю в НПК "Иркут". Однако до сих пор стороны не комментировали детали переговоров. А вчера президент "Иркута" Алексей Федоров рассказа�� журналистам, что EADS направила запрос Фрадкову о возможности покупки 10% акций НПК. Федоров надеется, что правительство до конца года примет решение об участии EADS в капитале "Иркута". По его словам, в случае получения одобрения со стороны правительства под сделку с EADS "Иркут" намерен выпустить целевую допэмиссию.
Глава пресс-службы EADS Райнер Охлер подтвердил "Ведомостям" интерес своей компании в покупке акций "Иркута". Однако он не стал комментировать факт направления письма премьеру Фрадкову. Источник в правительстве говорит, что письмо EADS Фрадкову н аходится на рассмотрении. Другой источник в Белом доме объясняет задержку с ответом следующим образом. Весной в Думу был внесен законопроект, поднимающий порог участия иностранцев в капитале предприятий авиапрома с 25% минус одна акция до 50% минус одна акция. Сначала, говорит он, депутаты были готовы одобрить этот законопроект. Но затем пришел отзыв администрации президента, который потребовал серьезной доработки ряда позиций законопроекта. "Энтузиазм у нас поубавился, и никто теперь не желает бежать впереди паровоза, - говорит чиновник. - Вероятно, поэт��му до сих пор нет реакции премьера на письмо EADS. Когда будет внесен в Думу переписанный законопроект, сказать сложно. Непонятно, кто теперь будет продвигать законопроект".
Впрочем, Станислав Наумов, пресс-секретарь министра промышленности и энергетики Виктора Христенко, говорит, что "у министерства нет возражений на приобретение EADS пакета его акций в рамках действующего законодательства": "Приход такого авторитетного инвестора - это плюс для нашего авиапрома". Источник, близкий к "Иркуту", объясняет интерес EADS желанием этой компании владеть большей информацией о своем партнере. "10% - это минимальный пакет, дающий EADS возможность делегировать своего представителя в совет директоров "Иркута" и получать информацию о деятельности компании", - говорит собеседник. По его мнению, вхождение EADS в капитал "Иркута" будет способствовать ускорению реализации совместных проектов, в том числе по продвижению продукции российской компании на европейский и американский рынки. Кроме того, говорит он, "Иркут" мог бы рассчитывать на получение серьезных заказов со стороны EADS на производство комплектующих для Airbus.
Ан алитики также уверены, что эта сделка пойдет на пользу "Иркуту". Елена Сахнова из ОФГ считает, что покупка EADS 10% акций "Иркута" даст ему лишнюю заинтересованность в реализации совместных проектов, в частности продвижения российского Бе-200. А Сергей Суверов из банка "Зенит" считает, что эта сделка откроет возможности для получения "Иркутом" новейших технологий. Кроме того, "Иркут" может рассчитывать на перенос на мощности НПК части производства комплектующих для нужд предприятий EADS.
НПК "Иркут" в начале 2005 г. планирует разместить дебютный выпуск кредитны х нот (CLN) на сумму $50 млн. Как сказал старший вице-президент "Иркута" Сергей Цивилев, выпуск нот направлен на оптимизацию долгового портфеля и создание международной публичной кредитной истории компании. Кроме того, по словам Цивилева, в 2005 - начале 2006 г. "Иркут" может выпустить еврооблигации на сумму около $100 млн. По его словам, срок обращения облигаций может составить более пяти лет.