Хэнк Куин: "Российский авиапром - это сокровище страны"

Начало XXI века ознаменовалось кризисом в мировом авиастроении, вызванным сентябрьскими терактами в США в 2001 году.
Выжить в сложившихся условиях, считают авиапроизводители, можно только путем интеграции. Вице-президент, генеральный конструктор компании "Boeing - гражданские самолеты" Хэнк КУИН рассказал корреспонденту "Известий" Тимуру Хикматову о состоянии авиарынка и совместного американо-российского сотрудничества.
- Когда авиастроительная индустрия сможет выйти на докризисный урове��ь?
- Если бы я знал ответ на этот вопрос, то я был бы очень богатым человеком. Мы внимательно следим за экономическими показателями промышленности, отмечая стабилизацию положения. Наши заказчики говорят о том, что худший этап уже пройден, ситуация выправляется. Boeing ожидает, что в следующем году уровень поставок будет таким же, как и в этом году. Надеемся увидеть признаки улучшения бизнеса в 2005 году.
- Boeing объявлял о значительном сокращении инженерного состава. Каковы исходя из сложившейся ситуации перспективы вашего московского инженерного цен тра?
- У нас шли увольнения сотрудников в течение двух с половиной лет. Сегодня этот процесс из-за стабилизации в отрасли остановился, идет наращивание объемов работ. Что касается московского центра, то речь может идти не о сокращении, а наоборот, об увеличении численности его сотрудников.
- Эксперты заявляли о том, что московский центр Boeing занимается разработкой не особо важных агрегатов. А как вы расцениваете вклад российских инженеров в общий бизнес корпорации?
- Конструкторы, работающие в США и России, имеют сильные стороны, но они не вс егда совпадают. В результате совместной работы с московскими коллегами я вижу большую отдачу от деятельности американских инженеров. У россиян большой опыт и знания в области работы с монолитно-интегральными конструкциями, более глубокие знания по материалам.
- Ваша компания заявила о разработке нового самолета Boeing-7E7. Не повторит ли он печальную судьбу Sonic Cruiser, который оказался не востребован авиакомпаниями?
- До 11 сентября 2001 года заказчики проявляли большой интерес к Sonic Cruiser. Но из-за сокращения перевозок, вызвавших убытки у авиакомпаний, ��тот интерес снизился. Сегодня перевозчики просят у нас надежный и экономичный самолет, который мы назвали Boeing-7E7. Количество заказчиков, проявивших интерес к Boeing-7E7, втрое превышает заинтересовавшихся Sonic Cruiser. Я уверен, что этот самолет найдет свой рынок. Boeing-7E7 будет тем продуктом, который установит новые стандарты в авиационной промышленности.
- Будут ли российские компании принимать участии в этом проекте?
- Конечно. В частности, Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение станет поставщиком титана для этого самолета. < br /> - В последние годы ваш основной конкурент - европейский концерн Airbus - перехватил инициативу по завоеванию рынка. Сможет ли Boeing переломить ситуацию?
- Я считаю, что мы не теряли первой позиции в авиационной промышленности. Лидерство измеряется не количеством поставленных самолетов, а финансовым состоянием компании. Несмотря на спад в отрасли, Boeing продолжает демонстрировать прибыль. Не нужно сбрасывать со счетов и тот факт, что в мире эксплуатируется около 12 тыс. самолетов компании Boeing. Наши конкуренты значительно отстают по этому показателю.
- Как вы оцениваете перспективы российского авиастроения, доля которого сегодня на мировом рынке составляет менее одного процента?
- Российский авиапром - это сокровище страны. Создание технологий - сложный процесс, а Россия ими обладает, о чем свидетельствует создание целой серии замечательных самолетов.
Ваша авиапромышленность по-прежнему имеет потенциал для проектирования и создания продукта на уровне мировых стандартов. Россия займет достойное место на рынке, если быстро пройдет процесс интеграции с мировыми авиапроизводителями. Сег одня главное для российского авиапрома, в чем Boeing может оказать помощь, - выход на мировой рынок с успешным продуктом. Я имею в виду проект создания регионального самолета RRG, который будет унифицирован с некоторыми моделями семейства Boeing. Мы окажем содействие в работе с международными сертификационными организациями, маркетинге, продаже и технической поддержке заказчикам.
Проект RRG - яркий пример соединения сильных сторон Boeing и российского авиапрома. Проект идет по графику. Хочу подчеркнуть, что это будет российский самолет, построенный в России. Boeing впервые в таком большом объеме передает другой компании технологии проектирования, маркетинга и продажи.
- Как сказалось на вашем сотрудничестве с "Аэрофлотом" прошлогоднее решение авиакомпании закупить большую партию европейских аэробусов?
- Мы очень разочарованы тем, что "Аэрофлот" по этому заказу выбрал не самолеты Boeing. Но Boeing продолжает считать российскую авиакомпанию одним из своих основных заказчиков и сделает все возможное, чтобы в будущем поставлять "Аэрофлоту" хорошие машины. Все широкофюзеляжные самолеты в "Аэрофлоте" - семейст во Boeing. Кстати, сегодня я с женой возвращаюсь в Сиэтл рейсом "Аэрофлота" на Boeing-767. Это (смеется) вклад нашей семьи в успешный бизнес "Аэрофлота".
[Источник: информационное агентство "Известия.ru"]