Ту-334 борется за право на жизнь

В состав проекта по продвижению нового ближнемагистрального самолета Ту-334 вошел еще один участник - украинский завод "Авиант".
Правда, сами разработчики самолета сомневаются в необходимости существования этого проекта.
11 сентября представители ЗАО "Национальный проект 334", созданного для продвижения нового ближнемагистрального самолета Ту-334, объявили о вхождении в состав учредителей проекта киевского завода "Авиант". В ближайшее время, как сообщил RBC daily генеральный директор проекта Григорий Стильбанс, "Авиан т" получит свою долю акций ЗАО, равную по величине доле двух других участников проекта - РСК "МиГ" и ОАО "Туполев". Учредители "Национального проекта" уверены, что участие в маркетинговом продвижении самолета киевской стороны поможет расширить рынок сбыта Ту-334. Эксперты же полагают, что подобным шагом авиаторы, скорее, хотели продемонстрировать "теплоту отношений" между российскими и украинскими коллегами, которая совсем недавно ставилась под сомнения в некоторых СМИ. Впрочем, и сами создатели самолета пока относятся к данной инициативе весьма скептичес ки.
Новый российский ближнемагистральный самолет Ту-334, призванный заменить устаревший Ту-134, был разработан в КБ Туполева (сейчас ОАО "Туполев") еще в 980-е гг. По замыслу создателей, к 2010 г. Ту-334 должен стать главным пассажирским самолетом в России, на его долю будет приходиться около 80% всех пассажирских перевозок, осуществляемых отечественными компаниями. Базовая цена самолета Ту-334 составит примерно 15-19 млн долл. Согласно предварительным экспертным оценкам, потребность рынка СНГ в аналогичном самолете до 2010 г. оценивается примерно в 800 машин. Изнача��ьно предполагалось, что сборкой самолета на паритетных началах будет заниматься киевский завод "Авиант" и российский Луховицкий авиационный производственно-испытательный комплекс, входящий в корпорацию РСК "МиГ". На данный момент на киевском заводе построен уже пятый опытный экземпляр самолета, который, по словам Григория Стильбанса "до конца года, вероятно, пройдет сертификационные испытания". Правда, в какой-то момент в СМИ появилась информация о том, что киевская сторона выходит из участия в проекте, а окончательная сборка самолета будет осуществл��ться только на Луховицком заводе. Представители "Туполева" и "МиГа" такую информацию изначально опровергали, и, как полагают эксперты, привлечение украинского "Авианта" для участия в маркетинговом продвижении Ту-334 - это в том числе и попытка продемонстрировать наличие "теплых взаимоотношений" (как выражаются представители "Туполева") между авиастроителями.
Напомним, что изначально "Национальный проект" был учрежден РСК "МиГ" (в состав учредителей на равных с "МиГом" началах вошел ОАО "Туполев", небольшую долю получили и авиакомпании "Аэрофрахт" и "Атла нт-Союз", ЗАО "Ближнемагистральный самолет", консалтинговые компании "Финтехпроект" и центр "Фундаментальные технологии"). Основная задача проекта состояла в продвижении самолета на рынок и получении реальных заказов от авиакомпаний. Но для этого, по мнению представителей "Национального проекта 334", необходимо добиться от государства некоторых льгот, в частности отмены в течение пяти лет (пока самолет не встанет на серийное производство) НДС, а также предоставления государственных гарантий под коммерческие кредиты. Все эти меры, по мнению учредителей пр оекта, необходимы потому, что стоимость самолета на начальном этапе его серийного производства (в районе 16-17 млн долл.) является совершенно неконкурентоспособной - российские перевозчики предпочтут новой "тушке" подержанные "аэробусы" и "боинги". Отмена НДС и налога на имущество, по мнению Григория Стильбанса, должны снизит цену до приемлемых для авиакомпаний 12-13 млн долл. "Мы не просим у правительства постоянных налоговых льгот, - говорит Григорий Стильбанс, - это важно лишь на этапе начала серийного производства самолета".
Пока достичь конкретных до��оворенностей с властями, по словам г-на Стильбанса, участникам проекта не удалось. "Мы ведем переговоры и с правительством, и с Госдумой, - сказал он RBC daily, - однако пока окончательных договоренностей не достигнуто". При этом, как заявил сегодня на пресс-конференции в Луховицах спикер Госдумы РФ Геннадий Селезнев, правительство РФ, возможно, не поддержит законопроект об освобождении от НДС первых 100 Ту-334. По мнению спикера, законопроект о самолете Ту-334 находится в "сыром варианте", кроме того, "правительство может смутить прецедент принятия специального зак она по новому самолету" (в законопроекте предусматривается предоставление налоговых льгот по налогу на имущество и НДС). Интересно, что, несмотря на отсутствие реальных договоренностей с властями, цена на поставку Ту-334 для авиакомпаний "Атлант-Союз" и "Авиафрахт" ("Атлант-Союз" должен на условиях лизинга в течение 10 лет купить пять Ту-334 по цене в 12,9 млн долл., на тех же условиях пять самолетов должен приобрести "Аэрофрахт") сформирована с учетом уже "имеющихся" преференций. Как заявил сегодня генеральный директор РСК "МиГ" Николай Никитин, на следующей недел�� будет рассмотрена и утверждена программа строительства первых 10 Ту-334. "Мы изначально заложили в цену самолетов те минимальные преференции, которые мы рассчитываем получить, - говорит Григорий Стильбанс. - Вполне возможно, что нам удастся добиться и больших льгот со стороны государства, и тогда цена будет еще скорректирована".
Необходимость привлечения в проект еще одного участника - украинской стороны - сами учредители "Национального проекта 334" объясняют возможностью расширения рынка сбыта для лайнера. "Участие в проекте "Авианта", как одного из о��новных производителей Ту-334, положительно скажется на продвижении самолета не только на российском, но и на украинском рынках, - отметил Григорий Стильбанс. - На данный момент с заводом подписаны все необходимые соглашения, и в скором времени он войдет в состав учредителей на равных с РСК "МиГ" и ОАО "Туполев" условиях". Правда, пока ни эксперты, ни даже сами создатели Ту-334 "раздувание" числа учредителей "загадочной" маркетинговой структуры под названием "Национальный проект 334" объяснить не могут.
В то же время сами разработчики самолета пока относятся к инициативам "Национального проекта 334"весьма скептически. "Нам не совсем понятно, зачем нужно было создавать эту организацию, когда и сами производители, и авиакомпании прекрасно знают, что и как им продавать и покупать, - сказал RBC daily представитель ОАО "Туполев". - Лизинговые компании у нас научились работать, им также помощь не требуется". Пока же реальным достижением "Национального проекта 334", по признанию самих его учредителей, является "привлечение общественного внимания к проекту". "На проект обратили внимание, о нем заговорили, об этом узнали люди", - говорит г-н Стильбанс. Однако сами производители самолета сомневаются в эффективности такой стратегии, которая рассчитана не на потенциальных покупателей самолетов - авиакомпании, а на потребителей - то есть пассажиров. "Грандиозная маркетинговая программа, развернутая в том числе на МАКСе, - сувенирная продукция, растяжки с надписью "Национальный проект 334. Нужен компаниям. Нужен стране", - все это рассчитано в первую очередь на обычных граждан, которые не являются покупателями самолетов, - говорит представитель ОАО "Туполев". - На все эти мероприятия тра��ятся большие средства, которые, на мой взгляд, лучше было бы пустить на ускорение серийного запуска самолета".
С таким мнением разработчиков самолета согласны и аналитики, которые полагают, что выбранная "Национальным проектом 334" маркетинговая стратегия в данном случае не оптимальна. "Не очень понятно, зачем создавать специальную компанию по продвижению самолета в России и на Украине, - сказала RBC daily аналитик UFG Елена Сахнова - Наши перевозчики и так готовы покупать Ту-334, они ждут лишь начала серийного производства. Сомнительный эффект может дать и ��ривлечение внимания общественности к важности проекта, ведь от потребителей в данном случае ничего не зависит. Есть смысл создавать подобные проекты по продвижению самолетов, например, в развивающиеся страны, но тогда нужно придерживаться совсем иной маркетинговой стратегии, работать напрямую с иностранными перевозчиками, желательно включать в состав учредителей проекта всемирно известных производителей".
[Источник: газета "RBC Daily"]