"ГУТА" хочет контролировать "Пермские моторы"

Не исключено, что Группа "ГУТА" и Pratt&Whitney намерены создать пермский центр двигателестроения без участия государства.
Как сообщили RBC daily, группа "ГУТА" и компания Pratt&Whitney (США) намерены инициировать проведение внеочередных собраний акционеров на основных предприятиях пермского моторостроительного комплекса. Собрания "Авиадвигателя" и "Пермских моторов" пройдут уже в сентябре. Акционерам предлагается одобрить передачу функций гендиректора этих предприятий управляющей компании ЗАО "Пермский моторостр оительный комплекс". Ни в "ГУТА-Банке", ни в российском представительстве Pratt&Whitney комментировать собственную инициативу не стали. В Росавиакосмосе считают, что частные акционеры "торопят события", а потому их действия вызывают некоторые опасения. Эксперты полагают, что таким образом "ГУТА" и Pratt&Whitney намерены полностью поставить под свой контроль пермские предприятия, а государству останется роль наблюдателя.
До 1992 г. Пермский моторный завод (ПМЗ) представлял собой единый технологический комплекс, включавший конструкторское бюро (ныне ОАО "Авиадвига тель") и производственные площадки, разделенные сейчас между ОАО "Пермский моторный завод", ОАО "Пермские моторы", ОАО "Протон - Пермские моторы", ОАО "Редуктор" и пр. Основную ценность из активов ПМЗ представляют именно "Авиадвигатель" и ОАО "Пермский моторный завод". "Авиадвигателю" принадлежат все лицензии на продукцию ПМЗ, стоимость которых, по оценке Минимущества РФ, составляет 224 млн долл., а "Пермский моторный завод" обладает соответствующими производственными мощностями, чтобы производить двигатели ПС-90А и газотурбинные установки ПУ-12, ПУ-16.
В 1999 г . государство приняло решение о создании на базе предприятий Пермского моторостроительного комплекса (ПМК) единого холдинга путем учреждения федерального центра двигателестроения. К созданию центра уже дважды подходили вплотную, но каждый раз все срывалось из-за разногласий акционеров предприятий в вопросе, сколько акций должно принадлежать каждому из них в создающемся холдинге. Так, ранее не могли прийти к соглашению "Интеррос", Pratt&Whitney и ЗАО "Технология моторов" (49% УК принадлежит "Газпрому"). Зимой 2003 г. "Интеррос" продал принадлежавшие ему пакеты акц��й предприятий ПМК за 50 млн долл. ФГУП "Госинкор", находившемуся в процессе ликвидации. Уже после ликвидации "Госинкора" стало известно, что приобретателем акций почти всех предприятий ПМК стала группа "ГУТА", а владельцем 25% акций "Авиадвигателя" - Минимущество РФ. Почти сразу "ГУТА" выступила с инициативой создания управляющей компании, которая бы координировала деятельность многочисленных предприятий ПМК. Предложение группы "ГУТА" было поддержано государством и другими совладельцами предприятий ПМК во время визита вице-премьера Бориса Алешина в Пермь в июле 2003 г. Созданная во время визита г-на Алешина рабочая группа по вопросу создания управляющей компании 11 августа приняла решение, что компания должна быть создана до конца текущего года.
Однако 7 августа в совет директоров "Авиадвигателя" поступило заявление от Pratt&Whitney (контролирует 25,01% УК) с требованием созвать внеочередное собрание акционеров предприятия для решения вопроса о передаче функций единоличного исполнительного органа (гендиректора) управляющей компании ЗАО "Пермский моторостроительный комплекс". С аналогичным требованием в сов��т директоров ОАО "Пермские моторы" обратился Пермский моторный завод (владеет 37% акций ОАО "Пермские моторы"), контролируемый группой "ГУТА" и Pratt&Whitney. Внеочередные собрания на предприятиях должны пройти 13 сентября (на "Пермских моторах") и 26 сентября (на "Авиадвигателе"). В "ГУТА-Банке" и в российском представительстве Pratt&Whitney комментировать собственную инициативу отказались.
Между тем фактически одновременные действия группы "ГУТА" и Pratt&Whitney могут свидетельствовать о наличии между компаниями определенных договоренностей. Одной из причин альянса мож ет быть стремление группы "ГУТА" и Pratt&Whitney не дать государству установить контроль над "Авиадвигателем". "Группа "ГУТА" пришла на ПМК, но в ее собственности не оказалось "Авиадвигателя", - сказал RBC daily член совета директоров "Авиадвигателя" и бывший гендиректор ОАО "Пермские моторы" Виктор Кобелев. - Между тем "Авиадвигатель" является ключевым звеном всего комплекса, поскольку ему принадлежат все лицензии и права на двигатель ПС90 и другую продукцию". Поэтому вполне возможно, что "ГУТА" и Pratt&Whitney намеренно форсировали создание управляющей компании, в которой, п�� словам г-на Кобелева, группе принадлежит контрольный пакет. Ведь если функции гендиректора на "Авиадвигателе" будет выполнять управляющая компания, то "ГУТА" и Pratt&Whitney смогут достаточно легко управлять конструкторским бюро. "Если в настоящее время, чтобы сменить гендиректора любого предприятия ПМК, необходимо согласие совета директоров и согласование его кандидатуры с Минимуществом РФ и Росавиакосмосом, - отмечает г-н Кобелев, - то после того, как функции гендиректора будет выполнять управляющая компания, смена руководящего состава и менеджмента пред приятий будет происходить гораздо проще - решением совета директоров управляющей компании". В результате менеджмент любого предприятия ПМК будет меняться без согласования этих действий с акционерами. "С точки зрения управления всем комплексом это правильно, - замечает Виктор Кобелев. - Это, несомненно, выгодно группе "ГУТА", но неоднозначно для государства, поскольку с его стороны может быть полностью утерян контроль над ситуацией".
Представители государства в советах директоров предприятий ПМК воздерживаются от серьезных комментариев. Так, предс тавитель Росавиакосмоса в совете директоров ОАО "Пермские моторы" Юрий Дмитриев подтвердил RBC daily информацию о том, что с инициативой внеочередных собраний выступили частные акционеры. "В принципе была достигнута договоренность о том, что нужно идти в данном направлении, но необходимо понять несколько юридических моментов, которые находятся только в стадии проработки, - отмечает г-н Дмитриев. - Поэтому инициатива частных владельцев не совсем понятна, поскольку они должны думать, что своими действиями могут спровоцировать конфликт между ними и государс��вом". В секретариате вице-премьера Бориса Алешина также затруднились дать оценку ситуации. "Ситуация деликатная, и мы не хотели бы участвовать в конфликте между акционерами, они должны прийти к согласию самостоятельно, - сказал RBC daily пресс-секретарь вице-премьера Анатолий Баранов. Тем не менее, по словам г-на Баранова, у частных акционеров минимальные шансы установить контроль над предприятиями ПМК без участия государства. "Мы не боимся, что государство потеряет контроль над предприятиями ПМК, - заметил Анатолий Баранов. - Они ("ГУТА" и Pratt&Whitney), конечно, мо��ут начать "тянуть одеяло" на себя, но у государства множество рычагов, чтобы "поставить их на место". Государство, по сути, заказчик продукции предприятий ПМК, осуществляющий полное техническое регулирование процесса его производства".
[Источник: газета "RBC Daily"]