День Блэкджека: Ту-160 удивил и напугал англичан

межконтинентальный стратегический многорежимный ракетоносуц Ту-160

Позавчера, 30 сентября, в мировых СМИ появилась сенсационная информация о появлении в Северном море возле берегов Великобритании стратегического ракетоносца Ту-160 (в натовской классификации Blackjack - Блэкджек). Интересно, что эта информация оставалась засекреченной почти год. Точная дата не разглашается.

"Sun" уполномочен заявить

Об этом самом событии первым поведал мировой общественности на страницах английского издания «Sun» военный обозреватель Том Данн (Tom Dunn) в статье под названием "Русский ядреный самолет атакует Халл" (Russian nuke jet buzzes Hull - http://www.thesun.co.uk/sol/homepage/news/article1749464.ece ). Вот так, ни много, ни мало.

В начале статьи мы видим фотографию мирного тихого портового городка Халл: покачивающиеся у причала яхты, голубое небо с белыми облачками...

Так что же произошло? Наш Ту-160, взлетевший с места постоянного базирования в Энгельсе, под Саратовом через некоторое время оказался в 20 милях от воздушной границы Великобритании. По заявлениям представителей Минобороны страны, самолет находился в 90 секундах полета от английского города Халл (Hull).  При этом Ту-160 остался незамеченным для радаров ПВО. Вернее они, по информации Министерства обороны, его все-таки засекли, но уже когда самолет лег на обратный курс.

Так же нам поведали о каких-то двух парах таинственных истребителей английских ВВС, которые могли бы вылететь на перехват, но «выполняли другие задания».

И сразу напомнили читателям о том, что четыре года назад в ВВС  Великобритании были сокращены четыре эскадрильи истребителей Ягуар (Jaguar) и Торнадо Ф3 (Tornado F3).

Как пишет издание, английские пилоты теперь боятся, что у них мало средств для того, чтобы противостоять новой российской угрозе. Угроза оказывается появилась по причине обострения российско-британских  отношений после «вторжения» России в Грузию. Вот такой вот, понимаете, бабай для пугания друг друга теперь, судя по всему, появился в английском обществе.

В интервью «Sun» один из старших офицеров ВВС Британии сказал: «Русские заставили нас выглядеть беспомощными. Блэкджек мог подлететь еще ближе. Это бедствие дало русским зеленый свет, чтобы летать везде, где они хотят».

Автор статьи называет подлет нашего самолета «атакой» (правда в кавычках) и утверждает, что это было элементом тактики запугивания, которую последнее время использует Москва в отношениях с Западом, которые находятся в тупике.

Представитель Министерства обороны Великобритании инцидент подтвердил, но также заявил что был «многоуровневый» подход к удерживанию самолета противника. «Мы удовлетворены, что у нас есть гибкость, чтобы задействовать так много самолетов, как потребует ситуация», - сказал он. Т.е. иными словами, всё было под контролем Минобороны.

Вот такую статью опубликовало издание Sun... Мировые СМИ радостно подхватили тему и, наперебой  цитируя друг друга, рассуждали о российской угрозе и о том, что зря сократили ВВС Великобритании на четыре эскадрильи четыре года назад.

Не будем комментировать тон и настрой западных борзописцев. Здесь нам все давно известно и все понятно. Разберемся в ситуации.

И зачем так много говорить о нехватке истребителей? Ведь наш самолет не обнаружили-то радары! Почему же никто не говорит о нехватке радаров или о том, что надо купить новые вместо старых плохих, которые ничего не видят дальше 20 миль.

Скорее всего, истребители у англичан были и в достаточном для перехвата количестве. Просто есть такое русское слово «прошляпили». Оно все объясняет и является ответом на все вопросы.

Как мы все знаем, недавно самолеты Ту-160 слетали в Венесуэлу в гости к нашему новому другу Уго Чавесу. Это мероприятие видимо не очень понравилось Госдепартаменту США, который устами г-жи Кондолизы Райс (Condoleezza Rice) выразил "к этому отношение". Отношение оказалось отрицательным. К тому же Райс назвала наши самолеты Ту-160 несколькими стареющими бомбардировщиками Блэкджек (a few, aging Blackjack bombers).

Насколько это утверждение справедливо?

Немного о главном герое

Вот вкратце история межконтинентального стратегического многорежимного ракетоносца Ту-160.

18 декабря 1981 года первый опытный самолет Ту-160 впервые поднялся в воздух с аэродрома в Жуковском. 10 октября 1984 года совершила первый полет головная серийная машина.

Основное ударное оружие Ту-160 на тот период времени - крылатая ракета Х-55СМ. В апреле 1987 года первые две серийные машины поступили в 184-й Гвардейский тяжело-бомбардировочный авиаполк (ТБАП), дислоцированный в г. Прилуках на Украине.

Всего же до 1991 года в СССР было построено 34 самолета Ту-160.

Развал Советского Союза привел к полному свертыванию производства Ту-160. Однако во второй половине 90-х производство возобновляется. Теперь самолеты поступают на вооружение в группировку стратегических бомбардировщиков в Энгельсе, под Саратовом.

К сожалению, две эскадрильи  Ту-160 (порядка двух десятков самолетов) остались на территории ставшей суверенной Украины.

Однако это оказалось очень дорогим подарком для свободолюбивого украинского народа. Во-первых, пришлось забыть о полетах на боевое применение - Украина не имела собственных полигонов для этого.

Во-вторых, обслуживание одного самолета стоило 1 миллион долларов в год. Собственного производства двигателей, колес и даже моторного масла для Ту-160 Украина не имеет. Сообразительные украинские военные нашли выход - стали снимать нужные запчасти с других Ту-160! Правда потом уже и это не требовалось - в 1994 году в полку оставалось всего несколько летчиков, которые могли летать на Ту-160. Такая возможность им предоставлялась несколько раз в год! Говорят, по праздникам с аэродрома в Прилуках для участия в военном параде поднимался один Ту-160.

Но даже в таком виде, "стареющие самолеты" видимо очень беспокоили военных в США. С 1993 года российская сторона неоднократно предлагала выкупить оставшиеся самолеты. Украина упорно затягивала сделку, выдвигая неприемлемые условия: 75 миллионов долларов за каждый Ту-160. При этом Госдепартамент США давил на Киев, требуя соблюдения договора СНВ-2. По этому договору СССР должен был избавиться от стратегических бомбардировщиков до 4 декабря 2001 года.

16 ноября 1998 года в присутствии двух американских сенаторов, в торжественной обстановке дружбы и полного взаимопонимания был разрезан первый Ту-160. Оборудование для резки любезно поставила американская Рейтион компани (Raytheon Company). Утилизированный самолет был выпущен в 1989 году и имел чуть меньше 450 часов налета.... За первым последовал второй (выпущен в 1991 году), у которого налет был меньше 100 часов! Всего для утилизации Ту-160 американцы выделили украинской стороне 8 миллионов долларов.

Но как ни богаты американские друзья, а платить по долгам за российский газ Украине предстояло самостоятельно, самостийно то бишь. Вот и пришлось по достигнутому в 1999 году соглашению передать Российской стороне в счет долга восемь стратегических бомбардировщиков Ту-160 и три Ту-95МС. Да еще 575 крылатых ракет в придачу. В конце января 2000 года в Энгельсе приземлился последний из переданных России самолетов. На сегодняшний день все доведенные до боеспособного состояния машины находятся в составе 1-го ТБАП Дальней авиации, который находится под Энгельсом.

Наши "Блэкджеки" постоянно совершенствуются, модернизируются, довооружаются. На данный момент основным оружием этого самолета является крылатая ракета Х-55СМ. Так же Ту-160 может нести ядерные бомбы.

Американский аналог

 

Стратегический бомбардировщик B-1BПервый B-1B был произведен в 1984 году, последний - в 1988-ом. Всего произведено 100 машин. В настоящее время B-1B, наряду с модернизированным вариантом В-52 и В-2 составляют основу стратегической авиации США. Сравнивая ЛТХ обеих  машин, нетрудно сделать вывод является ли наш самолет устаревшим (или "стареющим" (c) Condoleezza Rice).

С точки зрения военных экспертов "стареющий" Ту-160 дает фору по некоторым показателям своему американскому аналогу B-1B (скорость, большая вместимость грузоотсеков для боеприпасов). В общем, военными и не только нашими, по сумме преимуществ и недостатков американский B-1B и российский Ту-160 оцениваются как равнозначные машины с некоторым преимуществом последнего в наступательном вооружении.

Сравнительная характеристика некоторых летно-технических параметров стратегических бомбардировщиков Ту-160 и B-1B

Параметры Ту-160 B-1B
Экипаж, чел 4 4
Максимальная боевая нагрузка, т 45 34
Масса пустого самолета, т
Масса максимальная взлетная, т

110
275

86

215

Дальность полета перегоночная, км
Дальность полета действия, км
14 600
7 300

12000

8195

Максимальная скорость, км/ч
2 230

1500

Длина самолета, м 54,1 44,5
Высота самолета, м 13,1 10,36
Размах крыла мин./макс., м 35,6/55,7 24,1/41,8
Практический потолок, м 18 000 18300
Тип двигателя 4 x НК-32 4 ТРДД General Electric F-101-GE-102
Вооружение

В двух внутрифюзеляжных грузоотсеках размещаться различная целевая нагрузка общей массой стандартно - 22500 кг, максимально - до 40000 кг:
в том числе 2 барабанные ПУ с шестью стратегическими и тактическими КР Х-55 и Х-55М, 2 барабанные ПУ с 12 аэробаллистическими УР малой дальности Х-15 (М=5,0) с ядерными и неядерными БЧ, КАБ различных типов до КАБ-1500, термоядерные и обычные бомбы, мины.
Максимальная нагрузка - в бомбоотсеке - до 34000 кг
на внешних подвесках - до 26700 кг
Неуправляемое оружие:
24 бомбы В-61 либо 24 бомбы В-83.
до 84 бомб Mk.82 или Mk.62 или 12 бомб Mk.65 или
30 кассетных бомб CBU-87, CBU-89 GATOR, CBU-97
Высокоточное оружие:
12 GBU-27 или AGM-154 JSOW или
24 JDAM или JASSM или 30 WCMD

Возвращаясь к главному

Итак, наш ракетоносец побывал возле портового города Халл, что на восточном побережье Великобритании. По карте расстояние от нашего Энгельса до английского Халла составляет около 3100 км. Если принять во внимание, что самолет летел в Северное море не по прямой, а через Баренцево и Норвежские моря, то протяженность такого маршрута составляет, как минимум, 5-6 тыс. километров. И это только до пункта назначения. А ведь еще надо учитывать такой же обратный путь. Дальность полета действия Ту-160 составляет 7300 км. Здесь даже несведущему человеку становится понятным, какой уровень технического состояния самолетов и профессионализма военных летчиков (и не только летчиков) требуется в подобных полетах.

 

Saratov-Hull_Tu-160Главное в том, что наш межконтинентальный стратегический многорежимный ракетоносец Ту-160, подлетел к границе натовского государства, оставаясь незамеченным! Стратегическая авиация России в который раз продемонстрировала миру, что способна выполнять сложные задачи.

С другой стороны нет причин полагать, что ПВО Великобритании  не располагает современной техникой контроля воздушного пространства. Скорее наоборот.

Поэтому не исключено, что была использована технология Стелс, что означает высокий уровень технического оснащения наших стратегических бомбардировщиков. А это в свою очередь, означает, что у нас есть повод для гордости. И заключается он в том, что Россия, несмотря ни на что, остается сильной державой.